Профиль «Технологии дополненной реальности» Национальной технологической олимпиады посвящен решению актуальных проблем нашего времени, связанных с появлением нового класса продуктов: мультимедийных приложений, ресурсов и сервисов, позволяющих интегрировать компьютерные модели с объектами реального мира в форме текста, двумерной и трехмерной компьютерной графики, видео, аудио и иных представлений в режиме реального времени. Дополненная реальность (AR — augmented reality) — одна из самых перспективных технологий XXI века. Сферы применения — практически везде: от игровой индустрии до медицины. На профиле команды участников экспериментируют с контентом, сценарием, различными технологическими решениями и, конечно, со сферами применения дополненной реальности.
С появлением искусственного интеллекта у технологии появились новые точки развития и применения. В новом сезоне задания Национальной технологической олимпиады направлены на разработку виртуальных помощников — цифровых обучающих аватаров или виртуальных личностей, сочетающих трехмерные виртуальные модели персонажей с генеративным искусственным интеллектом.
Важной особенностью профиля является креативная составляющая, которая включает в себя, как художественную и эстетическую ценность разрабатываемого участниками контента, так и поиск оптимального технологического решения задачи с обязательным включением исследовательской части.
В рамках предметного тура участникам предстоит решать задачи по математике, информатике и программированию, а также освоить образовательный блок для получения или подтверждения основных требуемых компетенций.
В рамках инженерного тура участники познакомятся с образовательными материалами по профилю Технологии дополненной реальности и будут выполнять индивидуально задания, связанные со следующими инженерными компетенциями: трехмерное моделирование и конструирование, программирование, разработка модуля дополненной реальности.
Предусматривают разработку простейших моделей цифровых аватаров, а также их интеграцию с нейросетями.
Для подготовки участников ко второму этапу рекомендуется использовать задания предыдущих лет НТО по профилю. Внимательное прочтение заданий второго этапа и следование инструкциям, обозначенным в них, позволит обеспечить успешное прохождение испытаний.
Финалистам предстоит проектировать интерактивную инсталляцию с интеграцией в нее виртуальных помощников в виде объектов дополненной реальности для лекций и выставок, способных вести разумный диалог по заданной теме, отвечать на вопросы, давать советы. Такие цифровые аватары могут быть особенно полезны на выставках и ярмарках, когда поток посетителей особенно большой, а площадка для размещения экспозиции маленькая.
Математика:
Алгебра: понимание функций, уравнений и их графиков, работа с матрицами и векторами.
Геометрия: знания о трёхмерных объектах, преобразованиях координат, углах, плоскостях и пространственных фигурах.
Анализ и визуализация данных: основы статистики, вероятности, обработка и представление данных, создание графиков и диаграмм для анализа и визуализации информации.
Информатика:
Алгоритмы и структуры данных: базовое понимание основных алгоритмов, структур данных, а также их применения в программировании.
Программирование: основы программирования.
Компьютерная графика: основы создания и работы с трёхмерными моделями, понимание текстур и шейдеров.
Технология:
Основы проектирования, навыки работы с инструментами для создания прототипов и макетов.
Программирование;
Основы создания и работы с трехмерными моделями, понимание текстур и шейдеров.
Генеративные модели искусственного интеллекта;
Большие языковые модели;
Технологии разработки приложений дополненной реальности.
Для решения задач по профилю Технологии дополненной реальности нового сезона рекомендован состав команды из 4–5 человек :
специалиста по искусственному интеллекту: владеет знаниями о генеративных моделях, умение работать с API GPT;
цифровой художник: создание образа цифрового аватара, интерактивной инфографики, присутственных сцен (данную роль можно разделить между 2 участниками);
3D-конструктор: создает трехмерные модели цифровых аватаров, сцены присутствия, разработка формы инсталляции
AR-архитектор: соединяет в одно целое: реальный и виртуальный мир, создает пространство AR-экспириенса для коммуникации виртуальных помощников с реальными людьми.