search icon search icon ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Наносистемы и наноинженерия

  • Сквозные технологии НТИ: Новые материалы
  • III уровень РСОШ
  • 100 баллов к ЕГЭ
  • Сквозные технологии НТИ: Новые материалы
  • III уровень РСОШ
  • 100 баллов к ЕГЭ
Физика Химия
  • Этап 1
    5 сентября — 7 ноября
    2023
  • Этап 2
    13 ноября — 17 декабря
    2023
  • Финал
    26 февраля — 2 марта
    2024

Расписание

Профиль «Наносистемы и наноинженерия» построен на взаимосвязи физики, химии и биологии в условиях современного научного мира. Участвуя в профиле, вы познакомитесь с созданием и областями использования структур, устройств и систем, обладающих новыми свойствами и функциями, обусловленными их малыми размерами. Для решения задач профиля потребуются знания по нескольким предметам, командная работа и желание создавать работающий прототип наноконструкции своими руками.

Финальная задача профиля традиционно предполагает много самостоятельной практической работы участников в лаборатории. Профиль «Наносистемы и наноинженерия» будет интересен тем, кто интересуется материаловедением, технологиями на стыке химии, физики и биологии.

Профиль включен в перечень Российского совета олимпиад школьников как олимпиада III уровня и приносит бонусы при поступлении в вузы (какие конкретно — зависит от правил приема вуза).

Наносистемы и наноинженерия1
Наносистемы и наноинженерия2
Наносистемы и наноинженерия3
Наносистемы и наноинженерия4
Наносистемы и наноинженерия5
Наносистемы и наноинженерия6
Наносистемы и наноинженерия7
Наносистемы и наноинженерия8
Наносистемы и наноинженерия9
Наносистемы и наноинженерия10
Наносистемы и наноинженерия11
Наносистемы и наноинженерия12
Наносистемы и наноинженерия13
Наносистемы и наноинженерия14
Наносистемы и наноинженерия15
01 15

Этапы соревнований

Этап 1

Предметный тур: участникам предстоит решать олимпиадные задания по школьным предметам: физика, химия и биология

Инженерный тур: участникам предстоит выполнить индивидуально компетентностные задания и задания на понимание технологии создания современных наноструктур и расшифровки результатов физико-химических методов их анализа. Для знакомства с содержанием профиля необходимо изучить материалы образовательного блока.

Индивидуальный результат участника складывается из суммы баллов по каждому предмету предметного тура и баллов за инженерный тур.

Этап 2

Второй отборочный этап проводится дистанционно на платформе Stepik. Участники формируются в команды и решают инженерные командные задачи по профилю. В инженерных командных задачах участникам предстоит учиться проводить расчеты для получения наночастиц, решать сложные технологические задачи и понимать результаты физико-химических методов анализа. Все задания направлены на постепенное погружение в тематику финальной задачи.

Инженерные командные задачи не имеют одного правильного ответа и предполагают множество вариантов решения. К каждой задаче прилагаются методические материалы для решения.

Для успешного прохождения второго этапа команде пригодится умение распределять обязанности внутри команды и планировать свое время. В заключительный этап будет отобрано не менее 10 команд.

Рекомендации для наставника

Наставникам рекомендуется следить за группой профиля в ВКонтакте, задавать вопросы в сообщения группы или в чате наставников и обратить внимание на уже имеющиеся на странице профиля материалы подготовки для участников.

Финал

Заключительный этап предполагает получение магнитных наночастиц на основе оксидов железа с гидрофобной оболочкой, поверхность которых будет необходимо модифицировать лигандами для адресной доставки в клетки-мишени, которые могут использоваться в качестве платформы для тераностических агентов.

Участникам для выполнения задания потребуется:

  • Получить магнитные наночастицы с заданными свойствами;
  • Модифицировать поверхность наночастиц адресными лигандами;
  • Проанализировать физико-химические свойства полученных наночастиц;
  • Проанализировать биологические свойства наночастиц в качестве потенциальных тераностических агентов.

Требования к команде

Требования к команде

Знания

Математика: построение и экстраполяция функций, основы статистики, основы планиметрии, основы алгебры.

  • Химия:

  • Основные химические понятия органической химии;

  • Теория строения органических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений;

  • Углеводороды. Кислородсодержащие соединения. Азотсодержащие вещества. Биологически важные вещества;

  • Расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • Состав и строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества;

  • Основные химические понятия;

  • Химическая реакция;

  • Неорганическая химия;

Общие представления о правилах безопасной работы с химическими соединениями и лабораторным оборудованием (понимать, почему надо так, а не иначе. Например, до какой максимальной температуры можно нагревать тот или иной органический растворитель).

Физика:

  • Основы молекулярной физики и термодинамики;
  • Основы термодинамики; 
  • Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы;
  • Токи в различных средах;
  • Магнитное поле;
  • Электромагнитные колебания;
  • Механические и электромагнитные волны;
  • Оптика;

Для индивидуального теоретического тура на финале будет полезно повторить все остальные разделы школьной физики.

Биология:

  • Биологические системы и их структурная организация;

  • Химический состав биологических систем;

  • Клетка как биологическая система;

  • Генетическая информация в биологических системах;

  • Селекция организмов. Основы биотехнологии;


Hard skills для старта

  • Читать и понимать научные тексты (гуглить непонятные слова при этом процессе — нормально).

  • Решение расчетных задач по химии и физике.

  • Решение расчетных задач по химии и физике. Будет полезно (но не обязательно) уметь использовать для расчетов Excel или его аналоги

Hard skills для финала

  • Простейшие манипуляции с лабораторными приспособлениями (отбор объемов жидкостей мерными цилиндрами, шприцами, пипетками пастера, фильтрование на воронке, умение мыть химическую посуду), работа с автоматической пипеткой, работа с нагревательной плиткой и магнитной мешалкой, аналитическими весами, лабораторной центрифугой, вытяжным шкафом.

  • Знание структуры научных статей.

  • Знание и соблюдение принципов безопасной работы в лаборатории.

Численность команды и роли

Для участия на втором и заключительном этапах вам понадобится команда из 2−3 человек:

Химик-синтетик. Отвечает за синтез всех необходимых для задачи веществ. Важно уметь соблюдать технику безопасности в лаборатории, решать расчетные химические задачи. Будет полезно иметь базовые навыки работы в лаборатории. Для химика-синтетика будет важно уметь читать и понимать инструкцию, планировать эксперимент и время, которое на него нужно потратить.

Физик-исследователь. Должен будет осуществлять оценку качества продукта, составлять программу доработки прототипа. Опционально: руководить процессом разработки, осуществлять продуктивную коммуникацию внутри команды. Должен уметь работать с приборами для физико-химических методов анализа. Физик-испытатель должен держать в голове полную картину происходящего и выдавать корректное ТЗ инженеру и синтетику.

Биолог-исследователь. Должен проводить анализ продукта на заданные биологические свойства, уметь работать с приборами для соответствующих исследований.

Роли могут быть совмещены в одном человеке. Роль химика-синтетика критично важна для выполнения финальной задачи. Частично роли могут пересекаться, но обязательно хотя бы один человек должен уметь решать расчетные задачи по химии и хотя бы один человек должен уметь работать в лаборатории руками (это действительно могут быть разные люди).

Тем не менее, будет полезно четко разделить команду на того/тех, кто занимается химическим синтезом и того/тех, кто занимается разработкой и сборкой устройства.

В финале будет необходимо вести работы по этим направлениям параллельно. Научитесь доверять друг другу и эффективно коммуницировать.

Материалы подготовки

Организаторы

Партнеры

background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image
background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image