search icon search icon ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Наносистемы и химический инжиниринг

  • Сквозные технологии НТИ: продление жизни
  • III уровень РСОШ
  • 100 баллов ЕГЭ
  • Сквозные технологии НТИ: продление жизни
  • III уровень РСОШ
  • 100 баллов ЕГЭ
Физика Химия
  • Этап I
    15 сентября — 5 ноября
    2025
  • Этап II
    12 ноября — 15 декабря
    2025
  • Финал
    16 февраля — 18 апреля
    2026

Даты II этапа по некоторым профилям могут отличаться. С точными сроками проведения этапа можно ознакомиться в Личном кабинете участника на платформе «Талант».

Создай новую технологию для химической промышленности!

Профиль посвящён изучению наноструктур и химических технологий. 

Участники познакомятся с наноструктурами, которые имеют удивительные свойства. Они смогут самостоятельно синтезировать новые вещества, разрабатывать высокотехнологичные решения и применять знания физики и химии на практике в лаборатории.

Профиль походит для школьников, которые хотят превращать фундаментальные знания в технологические решения, разбираться в современных материалах и химических технологиях и решать задачи, которые меняют промышленность и науку.

Отзывы участников

«Когда мы с командой начали готовиться к участию в НТО в этом году, я старалась не строить больших ожиданий — помнила, насколько серьёзная конкуренция на направлении "Наносистемы". 

Тем не менее мы подошли к отборочным этапам максимально собранно: очень хотелось вновь попасть в финал, вернуться в эту атмосферу и поработать над интересным инженерным кейсом, который можно продолжать развивать уже в университете.

Победа в 11 классе стала для нас очень значимой. За плечами — серьёзный олимпиадный опыт, но именно эта победа открыла возможность поступления БВИ практически во все ведущие технические вузы страны. Это уже второй раз, когда я получаю такую льготу, но именно благодаря НТО у меня получилось поступить в МГТУ им. Баумана на направление «Прикладная математика». С детства мечтала учиться в сильной технической среде, среди людей, которые сдают физику на высокие баллы и искренне увлечены инженерией. 

НТО буквально помогла мне туда попасть — я оказалась первым БВИ-шником в списках приёмной кампании. Олимпиады — это не только льготы при поступлении, но и повышенные стипендии, хорошие условия проживания, участие в уникальных университетских мероприятиях. Но самое главное в НТО для меня — это люди. Участвуя в направлении «Наносистемы и наноинженерия» и в 10, и в 11 классе, я каждый раз попадала в окружение невероятно целеустремлённых людей. Со многими мы продолжаем общаться до сих пор. Особенно запомнилось, как на церемонию закрытия в этом году к нам пришла участница прошлогоднего финала, сейчас студентка физфака МГУ. 

Быть частью такого сильного сообщества — невероятно вдохновляет. Уверена, что окружать себя умными и мотивированными людьми — одна из важнейших задач в жизни, и НТО даёт такую возможность».

Мария Плотникова. 2024. Победитель

«НТО — очень интересная и необычная олимпиада. В финале ты получаешь возможность решать задачи не только теоретически на бумаге, но и на практике в лаборатории. Причем делаешь это не в одиночку, а вместе с командой таких же увлечённых людей. Для меня особенно ценным опытом стала возможность создавать своими руками то, о чём раньше читала только в сложных научных статьях. За неделю в другом городе, в вузовских лабораториях, в окружении новых интересных людей ты узнаёшь столько нового! Открываешь для себя целые направления науки, которыми можно заниматься в будущем. 

НТО — это то, в чём обязательно нужно поучаствовать, если хочешь получить незабываемые эмоции, ценные знания и провести время с максимальной пользой. И конечно, приятный бонус призёрства — право на БВИ, которое открывает двери в желаемый вуз».

Кира Крупина. 2024. Призёр

«Для меня это, наверное, самая незабываемая олимпиада. Она дала возможность по-настоящему окунуться в химию — сделать что-то большее, чем просто смешать натрий с водой. 

Отдельно хочу поблагодарить организаторов за внимание к деталям. Все кураторы были невероятно дружелюбны, внимательны и отзывчивы. Нам создали идеальные условия: комфортное проживание, питание, возможность общаться и отличную атмосферу. Особенно ценно, что в 11 классе я смогла участвовать в одной команде с сестрой. Хотя стать призёром или победителем не получилось, во время НТО пришли результаты других олимпиад, где мы обе получили БВИ, поэтому не слишком расстроились.

Я безумно рада, что поучаствовала в НТО. Эта олимпиада буквально дала мне возможность "пожить" в вузе, в который я в итоге поступила. Такой опыт бесценен!»

Анастасия Васильева. 2024. Финалист

«Олимпиада подарила невероятные впечатления! Каждый день мы с командой активно боролись за победу — много времени проводили в лабораториях, работали над созданием наночастиц. Организация была на высоте: комфортный отель (хотя мы там только ночевали), питание на уровне. Но самое важное — мы достигли своей цели! Победа в НТО дала мне возможность поступить в вуз без вступительных испытаний. Это невероятный результат, который открывает новые горизонты! »

Ксения Пакулина. 2024. Победитель

Наносистемы и химический инжиниринг1
Наносистемы и химический инжиниринг2
Наносистемы и химический инжиниринг3
Наносистемы и химический инжиниринг4
Наносистемы и химический инжиниринг5
01 5

Этапы соревнований

Этап I

Участникам предстоит решать задачи двух туров: инженерного и предметного.

  • Инженерный тур знакомит с тематикой профиля и образовательной программой.
  • Предметный тур проверяет уровень школьной подготовки по химии и физике.

Участники также пройдут образовательный курс по основам каталитических процессов в химической технологии и применению в этих процессах наноструктур.

Этап II

Для решения задач II этапа необходимо собрать команду: чем сплоченнее она будет, тем выше шансы на успех в финале.

Участники изучат:

  • современные подходы к синтезу органических соединений с использованием катализаторов;
  • особенности разработки новых катализаторов для химической промышленности, в том числе с использованием наночастиц.

Они также научатся рассчитывать ключевые параметры химико-технологического процесса, основные технологические критерии эффективности процесса, понимать и обрабатывать результаты физико-химических методов анализа наночастиц и продуктов каталитических реакций.

Работа над задачами II этапа и изучение образовательных материалов профиля помогут участникам подготовиться к финалу.

Финал

В течение нескольких дней командам предстоит решать большую инженерную задачу. Она посвящена разработке и применению наноструктурированных катализаторов.

Сценарий финала приближен к реальным промышленным процессам: более 90% химических реакций в мировой индустрии являются каталитическими. Именно катализаторы позволяют проводить процессы, которые без них шли бы в миллионы раз медленнее.

Финалисты синтезируют наноразмерные катализаторы, затем апробируют их на конкретном химико-технологическом процессе (модельной реакции) и оценят эффективность по нескольким параметрам.

Требования к команде

Начиная со II этапа участникам необходимо объединиться в команды. Тем, у кого команды нет, организаторы помогут ее найти (подробнее о командообразовании и том, как искать команду).

Чем больше компетенций в команде, тем выше ее эффективность.

Участникам понадобятся следующие компетенции: 

  • Навыки работы в химической лаборатории. Работа с оборудованием, химической посудой, реактивами.

  • Работа по методике (инструкции). Умение работать с методиками синтеза (в том числе из научной литературы), алгоритмами постановки химико-технологического эксперимента, протоколами проведения химического и физико-химического анализа.

  • Работа с научной литературой и методическими материалами.

  • Проведение расчетов для выполнения экспериментальной работы (загрузки компонентов для проведения синтеза, приготовление растворов заданной концентрации, расчет выхода реакции).

  • Базовые знания химической термодинамики.

Для участия во II и заключительном этапах понадобится команда из 3–4 человек: 

  • Роль 1. Химик-исследователь. Отвечает за синтез всех необходимых для решения задачи веществ и проведение химического анализа. Важно уметь соблюдать технику безопасности в лаборатории, решать расчетные химические задачи. Будет полезно иметь базовые навыки работы в лаборатории. Для химика-исследователя будет важно уметь читать и понимать инструкцию, планировать эксперимент и время, которое на него нужно потратить.

  • Роль 2. Физхимик. Отвечает за физико-химические аспекты решения задачи, включая теормодинамику, факторы, влияющие на химическое превращение, особенности протекания каталитических процессов. Должен осуществлять оценку качества продукта начиная от подготовки образца до обработки результатов физико-химического методов анализа. Может составлять программу доработки технологии.

  • Роль 3. Химик-технолог. Отвечает за технологические аспекты решения задачи, включая постановку технологического процесса, оценку его эффективности и расчет материального баланса, может составляет программу доработки технологии, ведет лабораторный журнал.

Физхимик или химик-технолог могут руководить процессом разработки, осуществлять продуктивную коммуникацию внутри команды.

Материалы подготовки

Организаторы

Партнеры

background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image
background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image