Урбанистика рассматривает город как сложную систему, объединяющую совершенно разнородные подсистемы и явления: природный ландшафт, местных жителей и гостей города, их жилье, места приложения труда, места отдыха и развлечений, экологическое состояние территории, образование, науку и культуру, транспорт, улично-дорожную, социальную и инженерно-коммунальную инфраструктуры и много другое.
Поэтому достижение главной цели урбанистики — сделать город комфортным, безопасным, доступным, интересным и экономически привлекательным для его сегодняшних и будущих жителей – требует решения столь же разнородных задач: организационно-управленческих, технических, культурных, социальных, экономических, экологических и др.
Важнейшая компетенция урбанистов — это способность объединить в одной команде специалистов различных специальностей, знаний и умений, которые будут, преодолевая неизбежные споры и разногласия, совместно работать над решением общих задач.
В градостроительстве задачи организации комфортного и безопасного городского пространства особо актуальны, так как между городами существуют различия, которые необходимо минимизировать. На современном этапе территориального управления государством важно создавать равные комфортные условия для всех жителей городов Российской Федерации.
В рамках предметного тура участникам предстоит решать задачи по информатике и географии, а также освоить образовательный блок для получения или подтверждения основных требуемых компетенций в области урбанистики, градостроительства, территориального планирования, управления, геоинформационного анализа.
В рамках инженерного тура участники будут выполнять индивидуально задания профиля, связанные со следующими инженерными компетенциями:
Участникам второго отборочного дистанционного этапа будут предложены тестовые задания, а также одно практическое задание. Тестовые задания будут сформированы по следующим темам:
Практическое задание будет заключаться в выполнении геоинформационного анализа социально-экономических условий на исследуемой территории части населенного пункта.
Основная цель второго отборочного дистанционного этапа — выделить участников с навыками решения задач урбанистики, знанием функциональных возможностей геоинформационных систем и опытом анализа и формулирования проблем в развитии населенных пунктов, комфортной и безопасной среды проживания населения.
В качестве инструмента для выполнения практической части этапа предлагается использовать открытое программное обеспечение — геоинформационную систему QGis.
Специальные знания для формирования необходимых компетенции следующие:
Для инженерного тура подготовлены задания для разработки комплексного проекта развития районов города Новосибирска.
Задания будут включать геоинформационный анализ, формулирование проблем территориального развития и разработку проектных пространственных решений по улучшению качественных показателей исследуемой территории. У каждой команды будет свой уникальный участок городской территории, на котором необходимо предложить обоснованный перечень мероприятий по решению проблемных вопросов урбанистики.
В качестве инструмента для выполнения исследований и разработки проектных решений используется геоинформационная система. Планируется, что исходные данные для выполнения задач проектного тура участники команд будут получать по мере решения задач отборочных туров, а также при прохождении финальных задач.
информационное моделирование пространственных структур на территории мегаполиса;
градостроительство, урбанистика;
геоинформационный анализ и геомоделирование;
цифровое прототипирование.
знание основ географии, экологии, градостроительства, перспективного планирования, урбанистики;
умение работать с геоинформационными системами (QGis, Панорама);
навыки работы с информационными системами, формирование SQL-запросов, макросов;
навыки работы с базами данных, поиск и анализ информации, обработка «Больших данных».
знание требований к благоустройству и социально-бытовой комфортности городских пространств;
учет требований к экономическим, экологическим, социальным нормам на урбанизированных территориях;
знание функциональных возможностей геоинформационных систем;
геоаналитика, геомаркетинг, геоанализ и геомоделирование;
стратегическое планирование;
проектирование пространственных структур.
Для участия во втором и заключительном этапах вам понадобится команда из 3-4 человек.
Участники должны научиться работать в команде и для этого выбрать для себя одну из ролей: геоаналитика, географа, эколога, землеустроителя, градостроителя, геотехнолога.
Роль геоаналитика предполагает знание геоинформационных систем, умение строить пространственные и семантические запросы, создавать тематические карты, использовать для анализа различные базы данных, в том числе и статистическую информацию.
Географ в команде отвечает за географическое содержание проекта, учет особенностей территории, оценку пространственных структур.
Эколог занимается вопросами экологии, рационального использования природных ресурсов, разработки стратегии экологически ориентированного природопользования, оценивает экологические риски, выявляет нарушения экологического законодательства.
Землеустроитель ориентируется как в законодательстве в области земельно-имущественных отношений, так и в проведении различного вида работ по сбору информации по земле и объектам недвижимости, разбирается в вопросах мониторинга, охраны и рационального использования земельных ресурсов.
Градостроитель — ключевая роль в команде, специалист разбирающийся в вопросах урбанистики, планирования использования городского пространства, строительства и реконструкции городской инфраструктуры, знает нормы градостроительных регламентов, владеет инструментарием градостроительного проектирования.
Геотехнолог — позволяет выполнять другим членам команды свои задачи с использованием геоинформационных систем, владеет инструментарием программных средств, осуществляет настройку доступа к пространственным базам данных, выполняет функции инструментальной поддержки проводимых командой исследований.
Изучить отечественную и мировую практику решения урбанистических проблем, научиться рассматривать город как сложную систему, объединяющую разнородные подсистемы и явления: природу, экологию, инфраструктуру, население, экономику, науку, культуру.
Благодаря разделению ролей в команде возможно выполнение ряда задач параллельно с использованием средств автоматизации. Командная работа позволит выполнить больший объем работы, а также повысить уровень сложности разработанного проектного решения.
Принцип командности в задаче будет реализовываться благодаря двум критериям: критерию универсальности и принципу оптимальности.
Критерий универсальности будет использован при оценивании результатов второго дистанционного этапа — при оценивании будет учитываться качество, полнота ответов, универсальность решений, при этом экспертами будет определена и специализация тестируемого (для предварительного распределения ролей в командном этапе).
Принцип оптимальности будет использован при формировании команд, когда будут использованы как значения набранных участниками олимпиады баллов, так и их специализация. При этом универсальный критерий отбора позволит существенно минимизировать вероятность полного отсутствия в команде участника, который не удовлетворяет ни одной из определенных организаторами ролей.
Бесплатные онлайн курсы «Искусство для города», ссылка 1
Бесплатные онлайн курсы «Искусство для города», ссылка 2
Бесплатные онлайн курсы «Искусство для города», ссылка 3
Бесплатные онлайн курсы «Искусство для города», ссылка 4
Бесплатные онлайн курсы «Искусство для города», ссылка 5
Собственные видеокурсы «Геоаналитика городского пространства», часть 1
Собственные видеокурсы «Геоаналитика городского пространства», часть 2
Собственные видеокурсы «Геоаналитика городского пространства», часть 3
Видеокурс «Урбанистика. Территориальное планирование»
Онлайн-учебник «Основы градостроительства. Урбанистика»