Первый отборочный этап проводится дистанционно и состоит из образовательного блока для погружения в содержание профиля и двух соревновательных туров: предметного и инженерного.
Предметный тур: участникам предстоит решать олимпиадные задания по школьным предметам: физике и информатике.
Образовательный блок: для знакомства с содержанием профиля необходимо изучить предложенные материалы.
Инженерный тур: участникам предстоит выполнить индивидуально компетентностные задания и задания на понимание теоретического материала.
Индивидуальный результат участника складывается из суммы баллов по каждому предмету первого тура и баллов за инженерный тур.
В процессе решения заданий второго этапа команды столкнутся с реальными прикладными задачами в области физики и информатики, решение которых важно для понимания процессов и технологий, используемых в профиле.
На втором этапе командам предстоит решить задания по программированию на С++ или Python по тематике умного города, реализовать алгоритмы сортировки и обработки данных, решить компетентностные задачи по схемотехнике, и задания, направленные на понимание физических основ работы датчиков и исполнительных элементов, которые часто встречаются в системе «Умный город».
Видеоразборы задач прошлых лет помогут оценить уровень своих знаний и скорректировать план подготовки к олимпиаде с помощью наставников, например, учителей.
Финальный этап профиля состоит из предметного и инженерного туров.
В предметном туре участники будут индивидуально решать олимпиадные задачи по физике и информатике.
В инженерном туре командам предстоит работать с реальным оборудованием и датчиками. Суть задания инженерного тура состоит в следующем. В "Умном городе" существует нефтеперерабатывающая станция. Станция состоит из 6 нефтевышек и технической зоны.
Участники должны разработать автоматизированную динамическую систему, доставляющую образцы жидкости к определенным точкам (станциям) для проведения исследования образцов. Все управление должно осуществляться дистанционно. Запросы на выполнение задач отправляются через центральный сервер. Они должны быть обработаны и переданы в автоматизированную динамическую систему. Участникам будут доступны наборы датчиков для отслеживания аварийных ситуаций и выполнения определенных действий при их возникновении. Всего в инженерном туре предусмотрена работа более чем с двумя десятками различных наименований компонентов и датчиков, взаимодействие с локальным веб-сервером и Telegram-ботом. В качестве платформы для решения задачи инженерного тура предлагается многофункциональный контроллер ЙоТик 32.
Так как задание олимпиады не заканчивается на командной работе, каждый участник должен доказать свои теоретические знания при решении задач.
Для решения задач по информатике пригодятся ваши практические навыки, ведь «кодить» придется не на бумаге, а на платформе и в режиме реального времени.
С физикой все гораздо сложнее: помимо знания огромного количества формул, требуется умение их применять, ведь легко забыть о молярности газа в разделе МКТ или перепутать синус и косинус перед силой, когда нужно рассчитать коэффициент трения бруска. А как решать задачи с блоками или рассчитывать сопротивление цепи? Если не можете ответить сразу, то основательно это повторите.
Направление «электронная инженерия» как бы намекает на наличие электроники. Удивительно, правда? А что же тогда скрывает за собой «инженерия»? Во-первых, ведение деятельности на благо человека. Во-вторых, умение применять фундаментальные знания в прикладных исследованиях. А в-третьих, способность осваивать результаты этих исследований с целью разработки новых материалов и технологий.
Если обобщить всю эту информацию, то вывод окажется примерно таким: чтобы не спалить оборудование или компоненты, которых будет много, нужно обладать элементарными знаниями о сборке электронных схем, а также уметь их грамотно проектировать.
Как показывает практика, возраст участников не очень влияет на результат. Иногда 8−9 классы показывают более высокую динамику, чем будущие абитуриенты. А вот грамотно подобранный состав команды имеет огромное значение.
Без кодера справиться с заданиями практически невозможно. Важно не только уметь программировать светодиодную ленту (организаторы профиля очень любим ее за наглядность и красоту), но и работать с серверами и облачными данными, отлаживать их и настраивать взаимодействие.
Поэтому в команде должно быть не меньше 2 программистов:
Начинку собрали, а упаковать забыли? Решение нужно представить, значит кому-то нужно готовить доклад. А кто будет собирать артефакты, следить за таймингами и заниматься прочими вопросами?
Итого 5 человек.
Курс: Введение в программирование (C++)
Курс: Программирование на языке C++
Базовый курс на Raspberry PI
Видео-лекции курса «Алгоритмы и структуры данных»
Видео-урок по Arduino #1: Первые шаги
Arduino для начинающих
Все задания профиля 2018/19
Видеоразбор задач второго этапа 2018/2019 года
Хакатон «Электронная инженерия: умный город»
Нестандартные идеи для тренировки и развлечения
Все задания профиля 2019/20
Все задания профиля 2020/21