Даты II этапа по некоторым профилям могут отличаться. С точными сроками проведения этапа можно ознакомиться в Личном кабинете участника на платформе «Талант».
Узнайте, как вносить изменения в ДНК.
Профиль посвящен редактированию генома. Участники знакомятся с технологией управления свойствами биологических объектов CRISPR\Cas (Нобелевская премия по химии 2020 года), инструментами биоинформатики и основами молекулярной биологии. Работая над задачами, они осваивают разные роли: лаборанта и биоинформатика, биолога.
«Люди в командах делились на “мокрых” биологов и биоинформатиков. Первые непосредственно работают в лаборатории. Они ставят различные эксперименты, в нашем случае – электрофорез, ПЦР и т.д. Биоинформатики, одним из которых была я, наоборот, только обрабатывают и анализируют полученные "мокрыми" биологами данные.
У нас не было одного проекта или эксперимента в финале. Мы просто каждый день изучали новые программы и их функции, а затем выполняли задания, за которые начислялись баллы. Времени на дополнительные занятия почти не было. Большую часть дня мы проводили в лаборатории или за компьютерами, а в конце написали два предметных тура».
Елизавета Лисицина. 2020-21. Победительница
«На финале в нашу команду входили два «мокрых» биолога, одним из которых была я, и биоинформатик. Нам, «мокрым» биологам, нужно было научиться разбираться в инструкциях и посчитать концентрации разных веществ. В основном мы пытались понять, как грамотно организовать эксперимент и проанализировать его результаты. Сложно было научиться работать с оборудованием, но помогали освоиться специальные люди, которые выдавали задания и следили за проведением олимпиады.
Мне все понравилось, особенно работать в лаборатории с другими ребятами и анализировать полученные данные. Создавалось чувство, что я — настоящий ученый.
Я планирую участвовать в НТО и дальше, это прекрасный шанс попробовать что-то новое и узнать, нравится ли оно тебе».
Анна Воронина. 2020-21. Победительница
Участникам предстоит решать задачи двух туров:
Также участники пройдут образовательный курс по технологиям управления свойствами биологических объектов.
Для решения задач II этапа необходимо собрать команду: чем сплоченнее она будет, тем выше шансы на успех в финале.
Участники познакомятся с основами молекулярной биологии и генетики, которые немного выходят за рамки школьного учебника. Они изучат базу данных NCBI, хранящую все известные последовательности ДНК, РНК и белков, отдельные гены и геномы отсеквенированных организмов. Командам предстоит работать с программой UGENE, в которой можно выравнивать последовательности и многое другое. Кроме того, участникам предстоит писать скрипты на Python для работы с биоинформатическими задачами.
Работа над задачами II этапа и изучение образовательных материалов профиля помогут участникам подготовиться к финалу.
В течение нескольких дней командам предстоит решать большую инженерную задачу. «Мокрые» биологи будут работать в лаборатории с прозрачными растворами, выделять ДНК, трансформировать бактериальные клетки и нарабатывать светящиеся белки.
Биоинформатики будут работать в «сухой» лаборатории и решать реальные кейсы про ДНК, РНК и белки. В один из дней вся команда встретится в лаборатории и у биоинформатика появится возможность поработать в белом халате и перчатках. Затем вся команда окунется в биоинформатическую задачу.
Начиная со II этапа участникам необходимо объединиться в команды из 3 человек. Тем, у кого команды нет, организаторы помогут ее найти (подробнее о командообразовании и том, как искать команду).
Чем больше компетенций в команде, тем выше ее эффективность.
Участникам понадобятся следующие компетенции:
Лаборант. Работает в белом халате в лаборатории. Знает молекулярную биологию. Умеет делать расчеты и готовить реакционные смеси, выделять ДНК, ставить ПЦР, делать электрофорез, трансформировать бактерии. Уважает биоинформатика.
Биоинформатик. Любит писать скрипты на Python. Знает, как найти информацию в базе данных NCBI (и не только), работает в UGENE, Anaconda. Отличает транскрипцию от трансляции, ДНК от РНК, немного боится «мокрых» биологов.
Для участия во II и заключительном этапах понадобится команда из 3 человек:
Два лаборанта. Знают, что такое технологии управления свойствами биологических объектов, умеют делать расчеты и не боятся смешивать растворы в пробирке
Биоинформатик.