search icon search icon ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Геномное редактирование

  • Рынки НТИ: Хелснет
  • Сквозные технологии НТИ: Генетика и биотехнологии
  • III уровень РСОШ
  • 100 баллов ЕГЭ
  • Рынки НТИ: Хелснет
  • Сквозные технологии НТИ: Генетика и биотехнологии
  • III уровень РСОШ
  • 100 баллов ЕГЭ
Информатика Химия Биология
Рекомендации для наставника
  • Этап I
    15 сентября — 5 ноября
    2025
  • Этап II
    12 ноября — 15 декабря
    2025
  • Финал
    30 марта — 4 апреля
    2026

Даты II этапа по некоторым профилям могут отличаться. С точными сроками проведения этапа можно ознакомиться в Личном кабинете участника на платформе «Талант».

Узнайте, как вносить изменения в ДНК.

Профиль посвящен редактированию генома. Участники знакомятся с технологией управления свойствами биологических объектов CRISPR\Cas (Нобелевская премия по химии 2020 года), инструментами биоинформатики и основами молекулярной биологии. Работая над задачами, они осваивают разные роли: лаборанта и биоинформатика, биолога.

Отзывы участников

«Люди в командах делились на “мокрых” биологов и биоинформатиков. Первые непосредственно работают в лаборатории. Они ставят различные эксперименты, в нашем случае – электрофорез, ПЦР и т.д. Биоинформатики, одним из которых была я, наоборот, только обрабатывают и анализируют полученные "мокрыми" биологами данные.

У нас не было одного проекта или эксперимента в финале. Мы просто каждый день изучали новые программы и их функции, а затем выполняли задания, за которые начислялись баллы. Времени на дополнительные занятия почти не было. Большую часть дня мы проводили в лаборатории или за компьютерами, а в конце написали два предметных тура».

Елизавета Лисицина. 2020-21. Победительница

«На финале в нашу команду входили два «мокрых» биолога, одним из которых была я, и биоинформатик. Нам, «мокрым» биологам, нужно было научиться разбираться в инструкциях и посчитать концентрации разных веществ. В основном мы пытались понять, как грамотно организовать эксперимент и проанализировать его результаты. Сложно было научиться работать с оборудованием, но помогали освоиться специальные люди, которые выдавали задания и следили за проведением олимпиады.

Мне все понравилось, особенно работать в лаборатории с другими ребятами и анализировать полученные данные. Создавалось чувство, что я — настоящий ученый.

Я планирую участвовать в НТО и дальше, это прекрасный шанс попробовать что-то новое и узнать, нравится ли оно тебе».

Анна Воронина. 2020-21. Победительница

Геномное редактирование1
Геномное редактирование2
Геномное редактирование3
Геномное редактирование4
Геномное редактирование5
Геномное редактирование6
Геномное редактирование7
Геномное редактирование8
Геномное редактирование9
Геномное редактирование10
01 10

Этапы соревнований

Этап I

Участникам предстоит решать задачи двух туров:

  • Инженерный тур знакомит с тематикой профиля: первые практические задачи.
  • Предметный тур проверяет уровень школьной подготовки по биологии, химии и информатике.

Также участники пройдут образовательный курс по технологиям управления свойствами биологических объектов.

Этап II

Для решения задач II этапа необходимо собрать команду: чем сплоченнее она будет, тем выше шансы на успех в финале.

Участники познакомятся с основами молекулярной биологии и генетики, которые немного выходят за рамки школьного учебника. Они изучат базу данных NCBI, хранящую все известные последовательности ДНК, РНК и белков, отдельные гены и геномы отсеквенированных организмов. Командам предстоит работать с программой UGENE, в которой можно выравнивать последовательности и многое другое. Кроме того, участникам предстоит писать скрипты на Python для работы с биоинформатическими задачами.

Работа над задачами II этапа и изучение образовательных материалов профиля помогут участникам подготовиться к финалу.

Финал

В течение нескольких дней командам предстоит решать большую инженерную задачу. «Мокрые» биологи будут работать в лаборатории с прозрачными растворами, выделять ДНК, трансформировать бактериальные клетки и нарабатывать светящиеся белки.

Биоинформатики будут работать в «сухой» лаборатории и решать реальные кейсы про ДНК, РНК и белки. В один из дней вся команда встретится в лаборатории и у биоинформатика появится возможность поработать в белом халате и перчатках. Затем вся команда окунется в биоинформатическую задачу.

Требования к команде

Начиная со II этапа участникам необходимо объединиться в команды из 3 человек. Тем, у кого команды нет, организаторы помогут ее найти (подробнее о командообразовании и том, как искать команду).

Чем больше компетенций в команде, тем выше ее эффективность.

Участникам понадобятся следующие компетенции: 

  • Лаборант. Работает в белом халате в лаборатории. Знает молекулярную биологию. Умеет делать расчеты и готовить реакционные смеси, выделять ДНК, ставить ПЦР, делать электрофорез, трансформировать бактерии. Уважает биоинформатика. 

  • Биоинформатик. Любит писать скрипты на Python. Знает, как найти информацию в базе данных NCBI (и не только), работает в UGENE, Anaconda. Отличает транскрипцию от трансляции, ДНК от РНК, немного боится «мокрых» биологов.

Для участия во II и заключительном этапах понадобится команда из 3 человек: 

  • Два лаборанта. Знают, что такое технологии управления свойствами биологических объектов, умеют делать расчеты и не боятся смешивать растворы в пробирке 

  • Биоинформатик.

Материалы подготовки

Организаторы

Партнеры

background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image
background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image