search icon search icon ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Автономные транспортные системы

  • Рынки НТИ: Автонет
  • II уровень РСОШ
  • 100 баллов к ЕГЭ
  • Рынки НТИ: Автонет
  • II уровень РСОШ
  • 100 баллов к ЕГЭ
Физика Информатика
  • Этап 1
    16 сентября — 5 ноября
    2024
  • Этап 2
    13 ноября — 17 декабря
    2024
  • Финал
    3 марта — 8 марта
    2025

Расписание

Профиль «Автономные транспортные системы» посвящён применению технологий искусственного интеллекта и компьютерного зрения в задачах беспилотного транспорта.

Автономные транспортные системы состоят из множества беспилотных устройств: автомобилей, роверов, квадрокоптеров, антропоморфных роботов. Все эти устройства должны ориентироваться и перемещаться в пространстве. Для этого применяются алгоритмы компьютерного зрения. Беспилотник получает изображение камеры и извлекает из него полезную информацию: количество объектов в кадре, дистанции до них, направления и скорости их движения. Используя эту информацию, беспилотники определяют свой маршрут. Большая часть заданий профиля связана с обучением нейросетей и написанием алгоритмов компьютерного зрения, позволяющих беспилотникам и другим устройствам транспортной системы строить маршруты, обнаруживать объекты и корректно взаимодействовать с ними.

Остальные задания профиля связаны с алгоритмами, объединяющими беспилотные устройства в систему. Чтобы транспортная система работала как единое целое, необходимо своевременно реагировать на запросы транспортировки грузов, узнавать об авариях, пробках, дорожных работах, неисправных светофорах. Необходимо планировать и распределять задания между беспилотниками. Чем совершеннее транспортная система, тем лучше она включена в информационную инфраструктуру города. Беспилотники собирают не только данные, необходимые для доставки грузов, но и полезные для города данные. Например, информацию о состоянии дорожного покрытия, об обрыве линий электропередач, о пожарах. При разработке подобных алгоритмов участники применяют различные методы искусственного интеллекта.

Автономные транспортные системы1
Автономные транспортные системы2
Автономные транспортные системы3
Автономные транспортные системы4
Автономные транспортные системы5
Автономные транспортные системы6
Автономные транспортные системы7
Автономные транспортные системы8
Автономные транспортные системы9
Автономные транспортные системы10
Автономные транспортные системы11
Автономные транспортные системы12
Автономные транспортные системы13
01 13

Этапы соревнований

Этап 1

На первом отборочном дистанционном этапе участники решают задачи инженерного и предметного туров. Задачи первого тура знакомят с тематикой профиля и вовлекают в изучение образовательной программы. Задачи предметного тура определяют общий уровень подготовки участников по школьным предметам: информатике и физике. Задачи по информатике оценивают знания участников по комбинаторике, теории вероятностей, алгоритмизации, теории игр и программированию. Задачи по физике относятся к разделам механики, оптики и электричества.

В ходе решения задач инженерного тура необходимо продемонстрировать понимание принципов работы с изображением, умение детектировать и распознавать объекты без использования методов машинного обучения. Количество попыток сдачи решения задач не ограничено.

Таким образом, в ходе первого отборочного этапа участники профиля «Автономные транспортные системы» получают основополагающие знания и умения по технологиям профиля, а также готовятся к решению задач следующего этапа.

Этап 2

Второй отборочный этап — командный, он посвящен отработке навыков программирования, созданию и обучению нейросетей, работе с алгоритмами компьютерного зрения для детектирования, отслеживания и распознавания объектов. В ходе решения задач участники сталкиваются с отдельными элементами комплексной задачи финального этапа олимпиады и приобретают умения, необходимые для ее решения.

Работа на втором этапе помогает участникам лучше понять сильные стороны каждого члена команды, а также наиболее эффективно распределять обязанности и зоны ответственности на заключительном этапе.

Финал

Финалистам предстоит разработать, отладить и внедрить в интеллектуальную городскую инфраструктуру, представленную специальным полигоном с моделью города — полностью автономную мультимодальную транспортную систему. 

Транспортная система включает в себя три взаимодействующие друг с другом автономных устройства, программируемые участниками: беспилотный автомобиль, автоматизированный сервисный центр, квадрокоптер. Наземный и воздушный беспилотный транспорт должен не только перевозить грузы, но и собирать информацию о текущей ситуации в городе, самостоятельно рассчитывать маршруты, инспектировать состояние инфраструктуры, реагировать на события и происшествия в городе.

Задача разработки автономной транспортной системы разбита на несколько простых подзадач. Первые три дня финала участники решают подзадачи и получают за них баллы. Количество одновременно решаемых задач определяет слаженность командной работы.

В последний день заключительного этапа участники демонстрируют работу всей транспортной системы. Если система работает без сбоев, то участники получают дополнительные баллы, которые суммируются с баллами за подзадачи. Чем совершеннее продемонстрированная транспортная система, тем больше баллов получает команда. Совершенность автономной транспортной системы зависит от количества объектов городской среды и типов событий, с которыми система может корректно взаимодействовать.

Для получения максимального балла команды должны оценить собственные силы, найти баланс между решением подзадач и отладкой всей транспортной системы.

Требования к команде

Физика

  • Законы постоянного электрического тока. При отладке программы ошибки могут быть не только в коде, но и в подключении датчиков, неправильном обеспечении электропитания. Чтобы успешно находить такие ошибки, необходимо понимать, что такое электрический ток, сопротивление, напряжение и как они связаны между собой.

  • Физические, математические, идеальные модели и их соответствие реальности. При запуске одной и той же программы два раза обычно предполагается, что ее результат будет одинаковый. Если запускать робота с одной и той же программой, то каждый запуск будет отличаться от предыдущего — робот будет двигаться по-разному. Чтобы создавать стабильно работающие программы для беспилотников, необходимо понимать, какие условия запуска вы можете контролировать, а какие — нет.

  • Оптика, формирование изображения в камере. Камера — основной сенсор беспилотников, с которыми вы будете работать. Некоторые алгоритмы компьютерного зрения требуют понимания того, какие искажения вызывает объектив камеры и как трехмерное пространство проецируется на плоское изображение.

Математика

  • Декартова система координат. Уравнения прямой и окружности на плоскости. Уравнение прямой в трехмерном пространстве. Координаты используются для описания положения беспилотников в пространстве и для работы с изображениями, пиксели — это точки на плоскости.

  • Математическая логика. Без знания логики не получится писать программы. Логические выражения, условные операторы, циклы с условиями — обязательные знания для программиста.

  • Комбинаторика. Для понимания некоторых алгоритмов компьютерного зрения, необходимо знать, чем перечисления отличаются от сочетаний. Тяжело отладить работу алгоритма, если вы не поним>аете, как он работает.

Информатика

  • Протоколы передачи данных. Модули устройств общаются друг с другом, используя различные протоколы передачи данных. При отладке программы полезно знать, чем один протокол отличается от другого и какие ограничения имеет.

  • Типы данных, структуры и базовые алгоритмы. Представление одних и тех же данных в памяти компьютера не одинаково для разных языков программирования. Без понимания того, что «лежит в переменной», тяжело писать и отлаживать программы. Скорость работы кода зависит от типа данных и от алгоритмов для их обработки. Быстродействие программ критично для автономных беспилотных устройств.

Hard skills для старта

  • Программирование на Python, чтение документации, обучение по видеороликам.

Hard skills для финала

  • Работа с OpenCV, TensorFlow, PyTorch Keras, Pandas.

  • Обучение и запуск нейросетевых детекторов. Преобразование моделей машинного обучения из одного формата в другой.

Численность команды и роли

Для участия во втором и заключительном этапах вам понадобится команда из 3-4 человек.

Роль 1. Программист беспилотного автомобиля — работа с компьютерным зрением и нейронными сетями в задачах беспилотных автомобилей. На финале предстоит работать с моделью учебного беспилотного автомобиля АЙКАР.

Роль 2. Программист квадрокоптера — работа с компьютерным зрением и нейронными сетями в задачах квадрокоптера. На финале предстоит работать с квадрокоптером Пионер Макс.

Роль 3. Программист манипуляторов и конвейеров — работа с компьютерным зрением и нейронными сетями в задачах сервисной и складской робототехники. На финале предстоит работать с промышленным манипулятором.

Роль 4. Программист и капитан команды — необходимо владеть общим инструментарием компьютерного зрения и применения нейронных сетей, чтобы грамотно распределять задачи между участниками команды и усиливать наиболее уязвимые позиции.

Материалы подготовки

Организаторы

Партнеры

background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image
background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image