search icon search icon ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Автономные транспортные системы

  • Рынки НТИ: Автонет
  • II уровень РСОШ
  • 100 баллов ЕГЭ
  • Рынки НТИ: Автонет
  • II уровень РСОШ
  • 100 баллов ЕГЭ
Физика Информатика
  • Этап I
    15 сентября — 5 ноября
    2025
  • Этап II
    12 ноября — 15 декабря
    2025
  • Финал
    16 февраля — 21 февраля
    2026

Даты II этапа по некоторым профилям могут отличаться. С точными сроками проведения этапа можно ознакомиться в Личном кабинете участника на платформе «Талант».

Разработайте нейросети и алгоритмы компьютерного зрения — заставьте автономный транспорт работать без ошибок!

Профиль посвящён применению искусственного интеллекта и компьютерного зрения в задачах беспилотного транспорта. Автономные транспортные системы — автомобили, роверы, квадрокоптеры, антропоморфные роботы — ориентируются в пространстве с помощью камер и алгоритмов анализа изображений, определяют объекты, дистанцию, их траектории и скорость, а затем строят маршрут. 

Участники профиля обучают нейросети и создают алгоритмы компьютерного зрения для распознавания объектов, построения маршрутов и координации взаимодействия устройств. Они разрабатывают решения, позволяющие объединять беспилотники в единую транспортную систему: планировать задания, реагировать на аварии, пробки, дорожные работы, неисправные светофоры и другие сбои инфраструктуры. Чем совершеннее транспортная система, тем сильнее она включена в информационную инфраструктуру города.

Беспилотники собирают также полезные для города данные. Например, информацию о состоянии дорожного покрытия, обрыве линий электропередач, пожарах.

Отзыв участника

«Мне очень понравилось участвовать в профиле "Автономные транспортные системы". В нем сочетаются сложные задачи и увлекательные технологии.

Организаторы здорово поддерживали — если что-то не получалось, всегда могли объяснить или подсказать направление для решения. Отдельное спасибо "Академии высоких технологий" за курсы по нейросетям и компьютерному зрению — они реально помогли в работе над задачами.

И самое главное: благодаря тому, что я стала призёром, я смогла поступить в университет без вступительных испытаний и не переживать за баллы ЕГЭ.

Очень рекомендую этот профиль всем, кто хочет работать с крутыми технологиями, найти друзей-единомышленников, узнать много нового и получить незабываемый опыт!»

Ольга Демидович. 2023-24. Призёр

Автономные транспортные системы1
Автономные транспортные системы2
Автономные транспортные системы3
Автономные транспортные системы4
Автономные транспортные системы5
Автономные транспортные системы6
Автономные транспортные системы7
Автономные транспортные системы8
Автономные транспортные системы9
Автономные транспортные системы10
Автономные транспортные системы11
Автономные транспортные системы12
Автономные транспортные системы13
01 13

Этапы соревнований

Этап I

Участникам предстоит решать два тура: инженерный и предметный.

Инженерный тур — знакомит с тематикой профиля и образовательной программой. Здесь важно понимание принципов работы с изображением, умение детектировать и распознавать объекты без использования методов машинного обучения. Количество попыток сдачи решений не ограничено.

Предметный тур — проверяет уровень школьной подготовки:

  • по информатике оцениваются знания в области комбинаторики, теории вероятностей, алгоритмизации, теории игр и программирования;
  • по физике — задачи по механике, оптике и электричеству.

Во время I этапа участники получат основополагающие знания и умения, а также подготовятся к решению задач следующего этапа.

Этап II

Для решения задач II этапа необходимо собрать команду.

II этап посвящен отработке навыков программирования, созданию и обучению нейросетей, работе с алгоритмами компьютерного зрения для детектирования, отслеживания и распознавания объектов.

Участники познакомятся с отдельными элементами комплексной задачи финала и приобретут умения, необходимые для ее решения.

Этот этап поможет участникам лучше понять сильные стороны каждого члена команды, а также научиться эффективно распределять обязанности и зоны ответственности на финале.

Финал

Финалистам предстоит разработать и полностью отладить автономную мультимодальную транспортную систему. Затем участники внедрят её в интеллектуальную городскую инфраструктуру, которая будет представлена специальным полигоном с моделью города.

Команды запрограммируют три взаимодействующие друг с другом устройства:

  • беспилотный автомобиль;
  • автоматизированный сервисный центр;
  • квадрокоптер.

Система должна перевозить грузы, собирать данные о ситуации в городе, инспектировать инфраструктуру, самостоятельно строить маршруты и реагировать на происшествия.

Для получения максимального балла команды должны оценить собственные силы, найти баланс между решением подзадач и отладкой всей транспортной системы.

Требования к команде

Начиная со II этапа участникам необходимо объединиться в команды. Тем, у кого команды нет, организаторы профиля помогут её найти (подробнее о командообразовании и том, как искать команду).

Знания

Физика

Законы постоянного электрического тока. Важно понимать, как связаны электрический ток, сопротивление и напряжение. Это необходимо, чтобы при отладке программы находить ошибки не только в коде, но и в подключении датчиков или обеспечении электропитания.  

Физические, математические, идеальные модели и их соответствие реальности. Обычно при запуске одной и той же программы два раза, предполагается что ее результат будет одинаковый. Если запускать робота с одной и той же программой, то каждый запуск будет отличаться от предыдущего: робот будет двигаться по-разному. Чтобы создавать стабильно работающие программы для беспилотников, необходимо понимать, какие условия запуска можно контролировать, а какие — нет.

Оптика, формирование изображения в камере. Камера — основной сенсор беспилотников. Некоторые алгоритмы компьютерного зрения требуют понимания, какие искажения вызывает объектив камеры и как трехмерное пространство проецируется на плоское изображение. 

Математика

Декартова система координат. Уравнения прямой и окружности на плоскости. Уравнение прямой в трехмерном пространстве. Координаты нужны для описания положения беспилотников в пространстве и для работы с изображениями, пиксели — это точки на плоскости.

Математическая логика. Логические выражения, условные операторы, циклы с условиями — обязательные знания для программиста.

Комбинаторика. Нужна для понимания алгоритмов компьютерного зрения и их отладки.

Информатика

Протоколы передачи данных. Модули устройств общаются друг с другом, используя различные протоколы передачи данных. Полезно знать, чем один протокол отличается от другого и какие ограничения имеет.

Типы данных, структуры и базовые алгоритмы. Представление одних и тех же данных в памяти компьютера отличается для разных языков программирования. Без понимания того, что «лежит в переменной», тяжело писать и отлаживать программы. Скорость работы кода зависит от типа данных и от алгоритмов для их обработки. Быстродействие программ особенно важно для автономных беспилотных устройств.

Hard skills для старта

  • Программирование на Python.

  • Чтение документации.

  • Обучение по видеороликам.

Hard skills для финала

  • Работа с OpenCV, TensorFlow, PyTorch Keras, Pandas.

  • Обучение и запуск нейросетевых детекторов.

  • Преобразование моделей машинного обучения из одного формата в другой.

Для участия во втором и заключительном этапах понадобится команда из 3–4 человек.

Роль 1. Программист беспилотного автомобиля – работа с компьютерным зрением и нейронными сетями в задачах беспилотных автомобилей. В финале предстоит работать с моделью учебного беспилотного автомобиля АЙКАР.

Роль 2. Программист квадрокоптера – работа с компьютерным зрением и нейронными сетями в задачах квадрокоптера. В финале предстоит работать с квадрокоптером Пионер Макс.

Роль 3. Программист манипуляторов и конвейеров – работа с компьютерным зрением и нейронными сетями в задачах сервисной и складской робототехники. В финале предстоит работать с промышленным манипулятором.

Роль 4. Программист и капитан команды – необходимо владеть общим инструментарием компьютерного зрения и применения нейронных сетей, чтобы грамотно распределять задачи между участниками команды и усиливать наиболее уязвимые позиции.

Программа подготовки к профилю «Автономные транспортные системы» Национальной технологической олимпиады

На I отборочном этапе будут полезны следующие шаги образовательной программы:

Шаг 1 — программирование на Python.

Шаг 2 — Урок НТО «Введение в компьютерное зрение».

Шаг 3 — Видеокурс по компьютерному зрению безмашинного обучения.

На II отборочном этапе поможет:

Шаг 4 — Видеокурс по нейронным сетям в компьютерном зрении.

Перед финалом стоит познакомиться с:

Шаг 5 — Сборники заданий предыдущих лет.

Материалы подготовки

Организаторы

Партнеры

background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image
background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image