search icon search icon ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Спутниковые системы

  • Рынки НТИ: Аэронет
  • Входит в проект перечня РСОШ
  • Рынки НТИ: Аэронет
  • Входит в проект перечня РСОШ
Физика Информатика
  • Этап 1
    16 сентября — 5 ноября
    2024
  • Этап 2
    13 ноября — 17 декабря
    2024
  • Финал
    1 февраля — 30 апреля
    2025

Расписание

Уже больше 60 лет человек может видеть в ночном небе быстро движущиеся светящиеся точки — искусственные спутники Земли. Многим кажется, что спутник — это сложный космический аппарат, который разрабатывается большими предприятиями. Однако с каждым годом на орбите появляется все больше спутников, разработанных небольшими, в том числе детско-взрослыми командами в коммерческих и образовательных целях. Наши участники тоже могут попробовать себя в этом.

Участвуя в профиле «Спутниковые системы», команды смогут:

  1. создать свой прототип спутника;

  2. разработать проект космической миссии;

  3. познакомиться на практике с задачами:

  • программирования профессиональных микроконтроллеров;

  • радиотехники и беспроводной связи;

  • управления полетом и орбитальной механики;

  • конструирования космической техники;

  • схемотехники.

А главное, полученный практический опыт поможет сориентироваться в широком спектре направлений инженерного дела, применимых как в космосе, так и на Земле.

Спутниковые системы1
Спутниковые системы2
Спутниковые системы3
Спутниковые системы4
Спутниковые системы5
Спутниковые системы6
01 6

Этапы соревнований

Этап 1

Первый этап является индивидуальным и будет состоять из двух частей: предметной и профильной.

В рамках предметной части участникам предстоит решать задачи по физике и информатике. На решение задач отводится несколько попыток, которые будут проходить согласно расписанию.

В ходе профильной части участникам предстоит пройти подготовительный курс в онлайн-системе Орбита.Челлендж, после прохождения будут предложены зачетные задачи, за которые начислят проходные баллы.

Задачи профильной части будут связаны со следующими инженерными компетенциями:

  • Программирование микроконтроллеров. 
  • Разработка полезной нагрузки. 
  • Радиотехника. 
  • Баллистика.

Этап 2

На втором отборочном этапе участники будут иметь дело с основами орбитальной механики, проектирования космических миссий и разработки алгоритмов управления полетом.

Второй этап будет полностью проходить в онлайн-системе Орбита.Челлендж. После прохождения первого отборочного этапа участники будут автоматически зарегистрированы на платформе во втором этапе, а в день его открытия получат доступ к задачам. 

В рамках этого этапа участники могут объединяться в команды до 4 человек.

На втором этапе могут быть представлены задачи следующих видов:

  • Задача-тест по одному из компетентностных направлений профиля. 
  • Задача по программированию, в рамках которой необходимо предложить код программы. 
  • Задача на проектирование космической миссии, в рамках которой необходимо предложить параметры орбиты, характеристики аппаратов и/или фрагмент программы управления.

Финал

Участникам предстоит решать практические задачи, связанные с проектированием и созданием сверхмалых космических аппаратов и их основных систем, что даст им возможность попробовать свои силы в настоящей инженерной работе и узнать больше о сфере аэрокосмических разработок. 

В рамках финальной задачи 2024-2025 годов участникам предлагается спроектировать космическую миссию, предназначенную для дистанционного зондирования Земли, самостоятельно проработав следующие аспекты:

  • Алгоритмы управления космическим аппаратом на базе конструктора спутника IntroSat. 
  • Организацию канала связи, включая «железную» и программную части. 
  • Разработку полезной нагрузки аппарата, встраиваемой в общую систему спутника. 
  • Планирование работы аппарата на орбите в космическом симуляторе.

Требования к команде

Требования к команде

Знания

Орбитальная механика

Знания этой области пригодятся для понимания движения спутников по орбите, а также позволят решать задачи на эту тему, связанные с подбором орбит космических аппаратов, позволяющих им выполнить целевые задачи.

Общее устройство космических аппаратов

При проектировании космических аппаратов, а также при работе с их макетами, приближенными к реальным спутникам, прежде всего необходимо понимать состав космического аппарата, назначение его подсистем и их общее устройство. При изучении данных вопросов стоит особое внимание уделить устройству системы ориентации и стабилизации и систем связи и электропитания.

Основы схемотехники/ электротехники

Одним из направлений в задаче финала станет создание полезной нагрузки и программного обеспечения для ее работы. Так как полезная нагрузка будет состоять из различных датчиков, которые необходимо интегрировать в сам спутник, не лишним будет изучить виды, назначение и области применения электронных компонентов, а также основные принципы построения электрических цепей. Помимо базовых электронных компонентов советуем ознакомиться с перечнем, возможностями и назначением различных сенсоров, которые устанавливаются на спутники в составе основных и дополнительных систем.

Основы радиосвязи

Одним из основных компонентов задачи финала будет организация канала связи между космическими аппаратами. Поэтому полезно будет изучить основные принципы передачи радиосигналов и их обработки и принципы формирования пакетов данных. 

Hard skills для старта

Основы работы с микроконтроллерами

На самом финале используются микроконтроллеры серии STM32, однако общие принципы работы стандартных интерфейсов, таких как UART, I2C и CAN, являются общими для этих микроконтроллеров.

Основы программирования на JavaScript 

Этот язык программирования используется в некоторых задачах симулятора Orbita Challenge. Глубокое изучение языка не нужно, достаточно понимать основной синтаксис. Задачи, использующие JavaScript, построены так, что прежде всего направлены на построение правильного порядка действий. В особенности, этот навык пригодится вам на втором и на заключительном этапе.

Hard skills для финала

Программирование на С/С++

С этим языком программирования вам предстоит столкнуться в работе непосредственно с программируемыми устройствами: микроконтроллерами, приемопередатчиками и пр. Поэтому из всех языков именно этой группе стоит уделить особое внимание, в том числе основным понятиям объектно-ориентированного программирования. Однако этот навык пригодится вам только на заключительном этапе.

Программирование микроконтроллеров семейства STM32

Этот навык пригодится вам на заключительном этапе непосредственно при работе с оборудованием. Если вы владеете навыком программирования на С/С++, то овладение этой компетенцией дастся вам гораздо проще. Также поможет опыт работы с Arduino. Стоит понимать основы работы с микроконтроллерами семейства STM32 в среде STM32CubeIDE, однако не стоит переживать, если вы раньше не сталкивались с таким родом деятельности, так как часть заданий посвящена знакомству со средой разработки и азам работы в ней с STM32. Помимо этого между вторым и заключительным этапом профиль проводит мастер-классы и вебинары, посвященные данной теме и как правило с возможностью поработать непосредственно с «железом». 

Прием и передача радиосигналов

Для решения задачи финала нужно понимать, что такое несущая частота, модуляция и спектр сигнала, знать, как сформировать и передать пакет данных, используя приемопередатчики. Скорее всего, задача также будет включать в себя программирование самого приемопередатчика. В рамках подготовительных вебинаров и мастер-классов часть обозначенных тем будет разбираться, однако самоподготовка никогда не бывает излишней.

Численность команды и роли

Для участия в профиле «Спутниковые системы» оптимально собрать команду из 4-х человек. Учитывайте, что на втором и особенно на заключительном этапах задачи составляются таким образом, чтобы выделить четыре тематических направления, поэтому при формировании команды важно распределить роли.

1. Инженер-программист (основные системы спутника)

Ваша задача — написание алгоритмов управления бортовыми устройствами спутника формата Cubesat, разрабатываемого вашей командой, а также общий контроль конструкции и работы аппарата в целом.

2. Инженер связи

Вашей задачей будет наладить канал связи: необходимо будет реализовать как «железную» часть радиоканала, так и его программную часть. 

3. Инженер-программист (полезная нагрузка)

Задачи и технологии космических аппаратов требуют высокой точности, поэтому их основные и дополнительные системы обычно используют множество различных датчиков, приборов и устройств. Ваша задача включает разработку полезной нагрузки и интеграции ее в спутник для обеспечения успешного выполнения миссии.

4. Баллистик, проектировщик миссии

Разработка космической миссии никогда не ограничивается производством спутника. Ваша задача — проектирование работы аппаратов на орбите, включая расчеты орбитального движения, обеспечение энергобаланса с учетом орбитального движения, а также планирование взаимодействия между аппаратами миссии и наземными центрами управления. 

Распределение ролей не является строго обязательным, однако учитывайте то, что направлений работы на заключительном этапе будет четыре, по числу участников. Поэтому каждому участнику команды стоит тщательно подготовиться к тому, что будет ждать его на финале. Следите за тем, чтобы кто-то из вас не был перегружен, а кто-то недогружен.

Если вы можете закрыть более одного направления задач — это только в плюс, так как при столкновении в работе со сложными ситуациями вы сможете помочь друг другу. Поэтому мы рекомендуем всем участникам готовиться по нескольким направлениям — так получается эффективнее выполнять командные задачи в целом и дает возможность подхватывать провисающие задачи.

Среди ролей отдельно не выделена роль координатора — это мы оставляем на ваше усмотрение. Иногда эта роль для команды бывает просто необходима, иногда — нет. Каждая команда индивидуальна, и лучше вас никто не найдет друг с другом общую волну. Однако стоит понимать, что важно, чтобы вы уже на втором этапе и на этапе предфинальной подготовки учились работать как слаженный механизм.

Материалы подготовки

Организаторы

Партнеры

background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image
background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image