Сегодня все больше областей деятельности человечества непосредственно связаны с использованием ядерных технологий: и энергетика, и медицина, и биология, и сельское хозяйство, и многие другие. Ядерные технологии позволяют решать задачи и получать эффективные решения, недоступные для получения другими средствами.
В будущем спектр их применения и роль в нашей жизни будут только расти. Носителями этих знаний являются люди, специалисты, способные не только использовать то, что уже создано, но и ставить новые задачи и искать решения.
Разнообразные и наукоемкие ядерные технологии могут стать той сферой деятельности, где вы сможете состояться и построить свою профессиональную карьеру.
В рамках предметного тура участникам предстоит решать задачи по физике и информатике, а также освоить образовательный блок для получения или подтверждения основных требуемых компетенций.
В рамках инженерного тура участники познакомятся с образовательными материалами по профилю «Ядерные технологии» и будут выполнять индивидуально задания, связанные со следующими инженерными компетенциями:
Задания инженерного тура могут включать:
Второй этап предполагает решение задач, позволяющих оценить готовность к заключительному этапу и способности участников к проведению работ в составе команды.
Команде предстоит решать задачи из таких областей, как:
В качестве командного задания может быть предложен проект создания комплекса типовых решений для реализации цифровых моделей компонентов систем управления и защиты ядерного реактора, который может являться как отдельной ядерной установкой, так и частью атомной электростанции.
В финале перед участниками будет стоять задача разработки и внедрения цифровых двойников (моделей) с целью уменьшения затрат при проведении экспериментальных исследований физических процессов и процессов управления в технических системах ядерных энергетических установок.
Участники получат описание процесса технической системы и её параметры. Им необходимо будет составить математическую модель протекающих в системе процессов, реализовать цифровую модель, а также разработать и реализовать человеко-машинный интерфейс для проведения исследований.
Темы и разделы школьных предметов, знания по котором необходимы участникам на втором и заключительном этапах олимпиады:
Строение атома и атомного ядра.
Элементы ядерной физики.
Основные законы термодинамики.
Законы сохранения.
Понятие алгоритма. Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы.
Основы программирования.
Понятие производной. Понятие дифференциального уравнения.
Навыки программирования алгоритмов и численного решения математических задач.
Знание теоретических основ физических процессов в ядерном реакторе или их самостоятельное изучение по предлагаемым организаторами методическим материалам.
Знание состава и технических особенностей оборудования атомных станций.
Для участия во втором и заключительном этапах вам понадобится команда из 3-4 человек.
Для успешного преодоления поставленных задач участникам необходимо будет наладить командное взаимодействие и распределить следующие основные роли между собой:
Математик: математическое обеспечение разработки.
Программист: программная реализация цифровой модели.
Инженер-физик: знание основ физики ядерных реакторов, умение ориентироваться в составе и оборудовании АЭС.
Численное моделирование динамических систем
Наумов В.И. «Физические основы безопасности ядерных реакторов». Учебное пособие. 2-е изд., М.: НИЯУ МИФИ. 2013
Семенов В.К. «Кинетика и регулирование ядерных реакторов». Учебное пособие. ГОУВПО Ивановский государственный энергетический университет. 2009
Харитонов В.В. «Энергетика. Технико-экономические основы». Учебное пособие. – М.: МИФИ, 2007