Профиль посвящен моделированию энергетических систем ближайшего будущего, в основе которых лежат технологии, существующие в том или ином виде, но еще не адаптированные и не интегрированные в единый комплекс.
Реализация энергосети в архитектуре Интернета энергии требует проектирования и строительства многочисленных надежных гибких энергосистем, эффективно распределяющих электроэнергию, в том числе за счет использования альтернативных источников и взаимодействия с внешним рынком мощностей.
Важное место в профиле занимают экономические модели, которые в настоящее время пока не распространены. В частности, биржа экономических микроконтрактов, составляющая один из главных компонентов технологии Smart Grid. Успешное участие в ней предполагает применение автоматизации, создание оптимальных стратегий и алгоритмов анализа параметров энергосети, в том числе с применением информационных технологий.
В рамках предметного тура участникам предстоит решать задачи по математике и информатике, а также в рамках инженерного тура изучить материалы для получения основных компетенций профиля. На первом этапе задания инженерного тура связаны со знаниями из области математики и информатики.
Математика:
Информатика:
Второй этап — командный, поэтому оцениваться будет командный результат. Главная задача второго этапа — формирование команды. Чем лучше участники выстроят командную работу на втором этапе, тем больше будут иметь шансов на победу.
Нужно не боятся общаться, учиться эффективно распределять задачи, искать сильные стороны каждого участника вашей команды, успеть за второй тур нарастить общекомандные навыки — и коммуникативные, и профессиональные. Решить задачи максимально эффективно и результативно.
Участников ждут задачи в стиле проекта «Эйлер» — математическая, физическая задача, решение которой нужно реализовать в виде работающей программы.
Будут затронуты следующие темы:
Для решения каждой задачи команды должны будут написать программу на языке Python 3 и загрузить ее текст на сервер для проверки. Необходимы базовые навыки программирования на языке Python версии 3, поскольку это является неотъемлемой частью финального задания.
В течение второго этапа будут проводиться вебинары, на которых участники и наставники могут задавать вопросы по задачам разработчикам.
На заключительном этапе командам предстоит испытать себя в проектировании Интеллектуальных сетей и и управлении ими на аппаратно-программном комплексе «Интеллектуальные энергетические системы», разработанном компанией Полюс-НТ. Комплекс представляет собой модель небольшого поселения с объектами генерации , потребителями разного уровня и соединяющей сетью. Комплекс воссоздает реальные условия — изменения освещенности, ветра и т. д.
Основная задача — моделирование энергосистемы и разработка алгоритмов управления энергообеспечения. Финалистам предстоит разработать стратегию оптимального построения «умной» энергосети и управления ею в условиях локальной конкуренции.
При работе с элементами стенда будут решаться следующие задачи:
Победит команда, чья энергосеть окажется самой эффективной с точки зрения производства, накопления и расхода энергии — и самой «самостоятельной», способной выбрать оптимальный подход с учетом меняющихся условий.
Уважаемые наставники, рады приветствовать вас на нашем профиле. Если у вас есть возможность и желание помочь вашим ребятам участвовать в нашем профиле — надеемся на продуктивное сотрудничество.
Кружок по профилю и образовательные программы. В этом году мы предлагаем вам открыть кружок по профилю в вашем учреждении. Мы предлагаем вам стать частью сетевого сообщества в совершенно новой для образования сфере — интеллектуальной энергетике. С одной стороны, это крайне актуальная тема и одна из самых активно развивающихся областей, а с другой, она вне классических программ, требует междисциплинарности и принятия вызовов современности. Именно в этом мы как профиль хотим помочь вам.
Приглашаем вас познакомиться с материалами профиля для наставников:
Видеокурс «ОНТИ.Инструкция по применению» — совместный проект компании Полюс-НТ и Национальной технологической олимпиады. На портале Национальной технологической олимпиады можно найти материал курса в текстовом варианте.
Основной канал для наставников профиля ИЭС в телеграмме «ИЭС_Образовательная программа для наставников» (@ips_ep). Вся информация, методические материалы и анонсы вебинаров по образовательной программе будут появляться в нем. Приглашаем Вас к нему присоединиться!
Рекомендации по организации кружка и о возможных вариантах совместной работы, а также образовательные программы мы вышлем вам по запросу. Для этого отправьте запрос напишите координатору профиля в Telegram @DariaTsivileva или на почту daria.tsivileva@polyus-nt.com, и мы дадим вам подробную консультацию, о том, как это осуществить конкретно в вашем случае.
В случае, если вы пока не готовы открывать кружок, но хотите готовить ребят ко второму туру самостоятельно, ты мы советуем вам помочь ребятам двигаться тем курсом, который мы им предлагаем. А именно поддержите их в изучение таких важных факультативных дисциплин как программирование на Python, численные методы, теория вероятностей, теория игр, теория аукционов, теория графов. Но самое главное потренируйтесь с ними в решении задач прошлых лет, организуйте живой процесс изучения и разбора задач.
Рекомендации по организации кружка и о возможных вариантах совместной работы, а также образовательные программы мы вышлем вам по запросу. Для этого отправьте запрос напишите координатору профиля в Telegram @DariaTsivileva.
Общие рекомендации
Просим вас помочь ученикам с разбором заданий финалов прошлых лет.
В случае, если в вашем учреждении есть комплекс «ИЭС» или вы можете договориться с площадкой в вашем городе, где установлен комплекс, то рекомендуем вам провести ряд тренировочных игр с вашей командой. Задания на финале будут безусловно другими, но возможность проверить и наработать опыт игры на реальном стенде, позволит вашим ученикам более смело пробовать другие решения и искать новые стратегии.
Математика:
Теория вероятностей;
Теория игр;
Теория графов.
Информатика:
Дополнительные материалы: интеллектуальная энергетика (знаниевый блок, более глубокое освоение в ходе инженерного тура первого этапа и второго тура).
Основы программирования на языке Python 3.
Умение программировать на языке Python;
Умение работать со случайными величинами в программных вычислениях;
Умение решать базовые оптимизационные задачи;
Навыки реализации решений математических задач в виде программ;
Понимание правил и решения закрытого аукциона первой цены;
Навыки командной работы над программным кодом;
Навыки работы с большими рядами данных в математических задачах;
Навыки работы с рядами данных в алгоритмах;
Понимание принципов работы и характеристик ветрогенераторов;
Умение применять теорию вероятностей в решении задач.
Для участия во втором и заключительном этапах вам понадобится команда из 4-5 человек.
Data-аналитик способен работать с данными, анализировать, выбирать те, что наиболее информативны в нужный момент времени. Этот человек может одновременно выполнять роль тестера в команде.
Системный аналитик анализирует стратегию игры, занимается топологией сети, анализирует поведение других команд на площадке и на других распределенных площадках. Здесь понадобятся все навыки и знания из теории игр, умение комбинировать и искать оптимальные стратегии.
Программист. Реализует алгоритмы управления и вывода данных, строит обратные связи, работает с реализацией стратегии. Делает ревью кода второго программиста.
Капитан — человек, который в состоянии принимать решения, находясь на слой выше в этом потоке информации.
Совмещение ролей возможно, не рекомендуется совмещать роль капитана с ролью программиста, так как грамотные действия капитана иногда являются критическими и решающими, а находясь одновременно в позиции программиста, очень сложно отвлечься от текущей реализации и принять необходимое решение.
Теория вероятностей – наука о случайности
Основы машинного обучения
Основы теории графов
Основы дискретной математики
Численные методы: решение нелинейных уравнений
Программирование на Python для решения олимпиадных задач
Курс “Интеллектуальные энергетические системы”. Познакомит с базовыми понятиями энергетики, архитектурой интернета энергии и сможете глубже погрузиться в профиль. Каждая лекция содержит задания для размышления, самопроверки и дополнительные материалы
Курс “Тематические разборы задач профиля ИЭС". В курсе собраны все задачи второго тура профиля за 2016/2017-2021/2022 гг по темам
Stepik - программирование на Python
Python: основы и применение
«Теория игр» от Школа «Интеллектуал» и проект «Дети и наука»
Курс МФТИ «Теория игр»
Полный и подробный курс Андрея Райгородского и Максима Жуковского «Теория вероятностей для начинающих»
«Код: тайный язык информатики» Чарльза Петцольда
Python для извлечения и обработки