Любишь небо? Тебя завораживают природные явления? Интересуешься вопросом, есть ли на самом деле глобальное потепление? Хочешь разобраться, возможно ли победить в климатической войне? Мечтаешь сделать самый точный прогноз погоды? Ты на правильном пути!
Цифровая гидрометеорология позволяет планировать и решать важные задачи в различных отраслях экономики, опираясь на гидрометеорологические данные.
Участникам предстоит «читать» географические карты, находить на них нужные территории и объекты, на основе алгоритмов и структур данных с помощью компьютера решать поставленные задачи.
Работая с основными источниками пространственных данных в Интернете, используя навыки работы с геопорталами участникам предстоит анализировать и прогнозировать опасные явления погоды в соответствии с заданием.
В рамках предметного тура участникам предстоит решать задачи по географии и информатике, а также освоить образовательный блок для получения или подтверждения основных требуемых компетенций.
Участники научатся решать задачи по внедрению и применению цифровых технологий для дальнейшего прослеживания причинно-следственных связей зависимости экономической деятельности людей и природных явлений.
В рамках инженерного тура участники будут индивидуально выполнять задания профиля, связанные со следующими инженерными компетенциями: анализ проблем (готовность к постановке, исследованию и анализу комплексных инженерных проблем; способность оценивать и отбирать необходимую информацию; способность применять необходимые теоретические и практические методы для анализа комплексных инженерных проблем) и оценка инженерной деятельности.
Задачи второго этапа содержательно связаны с задачами заключительного этапа — у обоих общая предметная область исследования: алгоритмизация и программирование и география мировых природных ресурсов.
Во время отборочного этапа участникам предстоит решить несколько заданий, которые постепенно подготовят их к финалу профиля.
Задачи отборочного этапа направлены на выявление навыков программирования для дальнейшей работы в информационной системе, определения навыков построения ER-схем для создания работоспособной базы данных гидрометеорологической информации, понимания в области взаимосвязи измеримых природных характеристик с хозяйственной деятельностью человека для решения поставленной задачи в заключительном этапе.
На заключительном этапе финалистам предстоит проанализировать задание, найти необходимые гидрометеорологические данные для его решения, создать алгоритм анализа данных, его цифровую модель и визуализировать гидрометеорологические данные в информационной системе.
Для решения заданий финала потребуются все роли в команде (гидрометеорологические, технические, экономические), поэтому для их решения участникам потребуется использовать принцип командности.
Предметные области географии и информатики из школьной программы.
Умение «читать» географические карты, находить на них нужные территории и объекты.
Наличие навыков работы с компьютером.
• Наличие базовой математической подготовки.
Знание основ алгоритмов и структур данных.
Для некоторых членов команды рекомендуется владение базовыми навыками программирования на одном или нескольких языках программирования (С/С++, Python).
работать с основными источниками пространственных данных в Интернете;
анализировать опасные погодные явления;
получишь навыки работы с геопорталами.
Численность участников команды: 3−4 человека.
Роли и необходимые компетенции:
специалист по природным показателям, который будет собирать, анализировать и систематизировать данные окружающей среды (метеорологические, гидрологические, экологические);
программист (С++, Python) (может быть 2 человека), который будет составлять алгоритмы и модели анализа собранных данных, программировать и автоматизировать процессы работы с данными для программного продукта поддерживающего использование геотехнологий;
экономист, который сможет рассчитать и спрогнозировать экономическую и иную выгоду/ущерб от предложенных решений.
Богаткин О.Г., Тараканов Г.Г. Основы метеорологии.– СПб.:Изд.РГГМУ, 2006.-232 с.
Дробжева Я. В., Винокурова Е. В., Волобуева О. В. Метеорологическое обеспечение отдельных отраслей экономики: Учебное пособие. – СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2022. – 76 с.
Булгаков К.Ю., Федосеева Н.В., Смирнова А. И., Лопуха В.О., Кузнецов А.Д. Обработка и анализ цифровых архивов метеорологических данных удаленного доступа. Учебное пособие. – СПб.: РГГМУ, 2021. – 68 с.
Н.О. Григоров, А.Г. Саенко, К.Л. Восканян. Методы и средства гидрометеорологических измерений. Метеорологические приборы. Учебник. – СПб.: изд. РГГМУ, 2012 – 306 с.
Головина Е.Г., Абанников В.Н., Ааед Мханна И.Н., Подгайский Э.В. Учебное пособие «Основы термодинамики атмосферы» по дисциплине «Физика атмосферы». – Санкт-Петербург: Изд-во «Ниц Арт». 2022. – 61 с.
Угрюмов А.И., Лаврова И.В. Основные закономерности общей циркуляции атмосферы : учебное пособие / А.И. Угрюмов, И.В. Лаврова. – Санкт-Петербург : РГГМУ, 2021. – 72 с
Коваленко В. В., Гайдукова Е. В., Викторова Н. В. Практикум по дисциплине «Моделирование гидрологических процессов. Часть II. Стохастические модели» (на базе языка С++). Учебное пособие. – СПб.: изд. РГГМУ, 2012. – 248 с.
Коваленко В. В., Гайдукова Е. В. Практикум по дисциплине «Моделирование гидрологических процессов. Часть I. Динамические модели» (на базе языка C++). Учебное пособие. - СПб.: изд. РГГМУ, 2010. - 147 с.
Сикан А.В. Методы статистической обработки гидрометеорологической информации. Учебник. Специальность «Гидрология» направления подготовки «Гидрометеорология». - СПб.: изд. РГГМУ. 2007. - 279 с.