Как говорил Гиппократ, мы есть то, что мы едим. Эта фраза подразумевает, что продукты питания, которые употребляются человеком, не только утоляют его голод, но и оказывают влияние на общее самочувствие, настроение, работоспособность, активность и продолжительность жизни. Поэтому одним из приоритетных направлений современной экономики являются технологии ФудНет, направленные на создание новых решений, товаров и услуг в области производства и потребления продуктов питания. Создание полезных инновационных пищевых продуктов помогает повысить качество жизни каждого человека.
Профиль посвящен развитию «Важнейших наукоемких технологий персонализированного, лечебного и функционального питания для здоровьесбережения» (см. Указ Президента РФ № 529 от 18.06.2024 г.). Участникам предстоит разработать технологии принципиально новых и безопасных для здоровья пищевых продуктов, которые идеально подойдут целевому потребителю.
Участники профиля получают знания в области нутрициологии, биотехнологии, пищевой инженерии, технологии производства продуктов здорового питания и контроля их качества. Они пробуют свои силы в создании еды будущего и приобретают навыки разработки стартап-проектов в области внедрения новых технологий и альтернативных источников сырья.
I отборочный этап — индивидуальный, проходит дистанционно. Он состоит из предметного и инженерного туров.
В рамках предметного тура участникам предстоит решать задачи по химии и биологии, а также освоить образовательный блок для получения или подтверждения основных требуемых компетенций.
В рамках инженерного тура участники познакомятся с образовательными материалами по тематике профиля и будут индивидуально выполнять задания, связанные с нутрициологией, пищевой химией, физиологией питания, технологией создания продуктов питания и оценки их качества.
Результат за I отборочный этап складывается из лучших баллов по каждому предмету и баллов за инженерный тур.
II отборочный этап содержит индивидуальные и командные задания, решать их можно только после командообразования.
Участникам предстоит решать задачи в области анализа рациона питания и нутритивного статуса целевого потребителя, расчета рецептуры и проектирования технологических схем производства продукта, маркировки готового продукта, а также контроля показателей качества и безопасности.
Задачи второго отборочного этапа являются общими для всех участников команды и направлены на углубление знаний и навыков, соответствующих компетенциям профиля. Задания представляют собой часть упрощенных или видоизмененных подзадач заключительного этапа. Они ориентированы на определенную роль, но при этом связаны с другими подзадачами и могут использовать их решения в качестве исходных данных.
При решении задач организаторы рекомендуют использовать относящиеся к каждому блоку ссылки на литературу, а также посещать все вебинары, организованные разработчиками.
Важным элементом второго этапа является формирование команды и эффективное взаимодействие внутри нее. Рекомендуем распределить обязанности в соответствии с выбранными ролями и устраивать краткие обсуждения решения задачи в команде. Это позволит прокачать как личные, так и командные навыки и найти наилучшее решение в достаточно сжатый период второго этапа.
Заключительный этап состоит из двух туров: индивидуального предметного — по решению олимпиадных задач по биологии и химии, и командного инженерного — по решению комплексной инженерной задачи.
Финалистам предстоит создать один из сервисов FoodTech-рынка и решить технологическую задачу по разработке персонализированного рациона питания и «еды будущего», основанной на принципах здорового питания в сочетании с использованием нетрадиционного сырья, современных или впервые предложенных технологических решений и адаптации под конкретного потребителя.
Участники получат данные о модели клиента с антропометрическими характеристиками, физической нагрузкой и среднестатистическим рационом питания. Командам необходимо будет составить цифровой профиль, провести биоимпедансный анализ состава тела и оценку нутритивного статуса потребителя. В рацион клиента необходимо будет включить разработанный индивидуально каждой командой инновационный продукт.
Участникам предстоит разработать не только рецептуру продукта, но и технологический процесс его производства, создать прототипы предложенных продуктов в лабораторно-производственных условиях и исследовать их качественные характеристики.
В ходе решения инженерной задачи участники команды познакомятся с такими актуальными профессиями как инженер-технолог пищевой продукции, специалист по контролю качества на пищевом производстве, нутрициолог. И, возможно, в ближайшем будущем в ассортименте предприятий пищевой промышленности появятся новые продукты, произведенные по рецептурам и технологиям, разработанным участниками профиля.
Химия (общая химия, основы органической химии, аналитическая химия, химия пищи) — необходима для анализа химического состава рациона питания и создания рецептуры нового пищевого продукта, оценки его качества и безопасности.
Биология (общая биология, анатомия и физиология человека, биология развития, биохимия, микробиология, нутрициология) — знания нужны для оценки влияния различных видов сырья и пищевых веществ на организм человека и состояние его здоровья.
Информатика и ИКТ (алгоритмы, базы данных, электронные таблицы, подготовка текстов и демонстрационных материалов) — базовые знания информационных технологий необходимы для успешного составления технологических схем, получения и обработки данных, представления результатов работы в виде отчетов.
Пищевая инженерия (процессы и технологии производства пищевых продуктов, пищевая биотехнология, методы исследований физико-химических и структурно-механических свойств) — знания будут востребованы при разработке рецептуры и технологии получения продукта, производства прототипа и контроля его качества.
Для помощи в освоении специальных знаний на втором этапе и при подготовке к финалу будут проведены вебинары, лекции и мастер-классы, а также будут рекомендованы материалы для самостоятельной подготовки.
Уверенная работа с компьютером и стандартным программным обеспечением (текстовые и табличные редакторы, ПО для создания презентаций и т.п.).
Умение осуществлять поиск информации на интернет-ресурсах, работать с базами данных — вопросы командных задач имеют междисциплинарный характер и узкоспециализированную направленность, что потребует поиска подсказок и данных на просторах Интернета.
Умение работать в команде, коммуникабельность.
Знание методов расчета энергетической и пищевой ценности пищевых продуктов на основе их рецептурного состава. Навык нужен нутрициологу и технологу для оценки соотношения питательных компонентов и их сбалансированности в продукте, анализа положительного эффекта для потребителя.
Навыки работы с компьютерной программой «Мониторинг физического развития и нутритивного статуса» (НутриМон). Данное ПО является основной средой для работы нутрициолога и формирования отчетных документов.
Умение ориентироваться в нормах и механизмах сбалансированного питания, взаимодействиях питательных веществ друг с другом и их влиянии на организм — компетенция потребуется нутрициологу и инженеру-биофизику для составления рациона питания с учетом потребностей конкретного человека.
Понимание принципов составления рецептуры и разработки технологии получения продукта необходимо для технолога и специалиста по качеству. Без этого харда невозможно будет получить конечный продукт, способный принести победу команде.
Знание методики биоимпедансометрии – оценки белкового, жирового и водного обмена в организме человека. Хард для инженера-биофизика. Требуется для корректного проведения и анализа результатов процедуры биоимпедансометрии.
Умение представлять схемы технологических процессов производства пищевых продуктов. Навык нужен инженеру-биофизику и технологу. Базируется на знаниях об алгоритмах.
Навыки пробоподготовки, работы с анализаторами и лабораторным оборудованием для определения физико-химических и структурно-механических свойств. Нужен специалисту по качеству для работы в лаборатории и успешного выполнения поставленных задач.
Знание основ техники безопасности при работе с оборудованием, инвентарем, химическими веществами и реактивами. На финале участникам предстоит работать с различным технологическим и лабораторным оборудованием, в том числе режущим или тепловым. А в некоторых методиках исследования используются реактивы.
Для участия во втором и заключительном этапах вам понадобится команда из 3–4 человек.
Нутрициолог — совместно с технологом принимает участие в разработке идеи и рецептуры продукта, выполняет ведущую функцию в формировании базы данных по целевому потребителю и анализу его нутритивного статуса, а также осуществляет разработку рациона персонального питания.
Технолог — выполняет ведущую функцию на этапе разработки идеи и рецептуры нового инновационного продукта, а также в процессе производства разработанного продукта.
Специалист по качеству — играет решающую роль на этапе определения показателей качества, разработки маркировки и этикетки. Осуществляет лабораторный контроль качества сырья и готового продукта. Может совместно с другими участниками команды принимать участие в разработке рецептуры и технологии продукта.
Инженер-биофизик — проводит биоимпедансный анализ состава тела целевого потребителя, совместно с нутрициологом принимает участие в оценке нутритивного статуса, играет решающую роль на этапе составления технологической схемы и выбора оборудования.
Каждая роль достаточно объемная и имеет свои компетенции, поэтому рекомендуем придерживаться четкого распределения ролей между участниками. Если в команду входит 3 участника, роли технолога и инженера-биофизика могут быть совмещены.
База данных по пищевой ценности, химическому составу и калорийности пищевых продуктов
Материалы заданий НТО по профилю «Современная пищевая инженерия» 2021/2022
Вебинары и мастер-классы по подготовке к решению командных задач профиля 2022
Биомолекула. Нутригеномика: питание vs. заболевания
Материалы заданий НТО по профилю «Современная пищевая инженерия», 2022/2023 уч. год
Вебинары и мастер-классы по подготовке к решению командных задач профиля 2022, 2023
Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». Курс видео-лекций «Школа здорового питания»