search icon search icon ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Современная пищевая инженерия

  • Рынки НТИ: Фуднет
  • Сквозные технологии НТИ: Генетика и биотехнологии
  • Рынки НТИ: Фуднет
  • Сквозные технологии НТИ: Генетика и биотехнологии
Химия Биология
  • Этап 1
    16 сентября — 5 ноября
    2024
  • Этап 2
    13 ноября — 17 декабря
    2024
  • Финал
    1 февраля — 30 апреля
    2025

Расписание

Как говорил Гиппократ, мы есть то, что мы едим. Эта фраза подразумевает, что продукты питания, которые употребляются человеком, не только утоляют его голод, но и оказывают влияние на общее самочувствие, настроение, работоспособность, активность и продолжительность жизни. Поэтому одним из приоритетных направлений современной экономики являются технологии ФудНет, направленные на создание новых решений, товаров и услуг в области производства и потребления продуктов питания. Создание полезных инновационных пищевых продуктов помогает повысить качество жизни каждого человека. 

Профиль посвящен развитию «Важнейших наукоемких технологий персонализированного, лечебного и функционального питания для здоровьесбережения» (см. Указ Президента РФ № 529 от 18.06.2024 г.). Участникам предстоит разработать технологии принципиально новых и безопасных для здоровья пищевых продуктов, которые идеально подойдут целевому потребителю.

Участники профиля получают знания в области нутрициологии, биотехнологии, пищевой инженерии, технологии производства продуктов здорового питания и контроля их качества. Они пробуют свои силы в создании еды будущего и приобретают навыки разработки стартап-проектов в области внедрения новых технологий и альтернативных источников сырья.

Современная пищевая инженерия1
Современная пищевая инженерия2
Современная пищевая инженерия3
Современная пищевая инженерия4
Современная пищевая инженерия5
Современная пищевая инженерия6
Современная пищевая инженерия7
Современная пищевая инженерия8
Современная пищевая инженерия9
Современная пищевая инженерия10
Современная пищевая инженерия11
01 11

Этапы соревнований

Этап 1

I отборочный этап — индивидуальный, проходит дистанционно. Он состоит из предметного и инженерного туров.  

В рамках предметного тура участникам предстоит решать задачи по химии и биологии, а также освоить образовательный блок для получения или подтверждения основных требуемых компетенций.

В рамках инженерного тура участники познакомятся с образовательными материалами по тематике профиля и будут индивидуально выполнять задания, связанные с нутрициологией, пищевой химией, физиологией питания, технологией создания продуктов питания и оценки их качества. 

Результат за I отборочный этап складывается из лучших баллов по каждому предмету и баллов за инженерный тур. 

Этап 2

II отборочный этап содержит индивидуальные и командные задания, решать их можно только после командообразования. 

Участникам предстоит решать задачи в области анализа рациона питания и нутритивного статуса целевого потребителя, расчета рецептуры и проектирования технологических схем производства продукта, маркировки готового продукта, а также контроля показателей качества и безопасности.

Задачи второго отборочного этапа являются общими для всех участников команды и направлены на углубление знаний и навыков, соответствующих компетенциям профиля. Задания представляют собой часть упрощенных или видоизмененных подзадач заключительного этапа. Они ориентированы на определенную роль, но при этом связаны с другими подзадачами и могут использовать их решения в качестве исходных данных.

При решении задач организаторы рекомендуют использовать относящиеся к каждому блоку ссылки на литературу, а также посещать все вебинары, организованные разработчиками.

Важным элементом второго этапа является формирование команды и эффективное взаимодействие внутри нее. Рекомендуем распределить обязанности в соответствии с выбранными ролями и устраивать краткие обсуждения решения задачи в команде. Это позволит прокачать как личные, так и командные навыки и найти наилучшее решение в достаточно сжатый период второго этапа.

Финал

Заключительный этап состоит из двух туров: индивидуального предметного — по решению олимпиадных задач по биологии и химии, и командного инженерного — по решению комплексной инженерной задачи.

Финалистам предстоит создать один из сервисов FoodTech-рынка и решить технологическую задачу по разработке персонализированного рациона питания и «еды будущего», основанной на принципах здорового питания в сочетании с использованием нетрадиционного сырья, современных или впервые предложенных технологических решений и адаптации под конкретного потребителя.

Участники получат данные о модели клиента с антропометрическими характеристиками, физической нагрузкой и среднестатистическим рационом питания. Командам необходимо будет составить цифровой профиль, провести биоимпедансный анализ состава тела и оценку нутритивного статуса потребителя. В рацион клиента необходимо будет включить разработанный индивидуально каждой командой инновационный продукт.

Участникам предстоит разработать не только рецептуру продукта, но и технологический процесс его производства, создать прототипы предложенных продуктов в лабораторно-производственных условиях и  исследовать их качественные характеристики.

В ходе решения инженерной задачи участники команды познакомятся с такими актуальными профессиями как инженер-технолог пищевой продукции, специалист по контролю качества на пищевом производстве, нутрициолог. И, возможно, в ближайшем будущем в ассортименте предприятий пищевой промышленности появятся новые продукты, произведенные по рецептурам и технологиям, разработанным участниками профиля.

Требования к команде

Знания

Химия (общая химия, основы органической химии, аналитическая химия, химия пищи) — необходима для анализа химического состава рациона питания и создания рецептуры нового пищевого продукта, оценки его качества и безопасности.

Биология (общая биология, анатомия и физиология человека, биология развития, биохимия, микробиология, нутрициология) — знания нужны для оценки влияния различных видов сырья и пищевых веществ на организм человека и состояние его здоровья.

Информатика и ИКТ (алгоритмы, базы данных, электронные таблицы, подготовка текстов и демонстрационных материалов) — базовые знания информационных технологий необходимы для успешного составления технологических схем, получения и обработки данных, представления результатов работы в виде отчетов.

Пищевая инженерия (процессы и технологии производства пищевых продуктов, пищевая биотехнология, методы исследований физико-химических и структурно-механических свойств) — знания будут востребованы при разработке рецептуры и технологии получения продукта, производства прототипа и контроля его качества.

Для помощи в освоении специальных знаний на втором этапе и при подготовке к финалу будут проведены вебинары, лекции и мастер-классы, а также будут рекомендованы материалы для самостоятельной подготовки.

Hard skills для старта

  • Уверенная работа с компьютером и стандартным программным обеспечением (текстовые и табличные редакторы, ПО для создания презентаций и т.п.).

  • Умение осуществлять поиск информации на интернет-ресурсах, работать с базами данных — вопросы командных задач имеют междисциплинарный характер и узкоспециализированную направленность, что потребует поиска подсказок и данных на просторах Интернета.

  • Умение работать в команде, коммуникабельность.

Hard skills для финала

  • Знание методов расчета энергетической и пищевой ценности пищевых продуктов на основе их рецептурного состава. Навык нужен нутрициологу и технологу для оценки соотношения питательных компонентов и их сбалансированности в продукте, анализа положительного эффекта для потребителя.

  • Навыки работы с компьютерной программой «Мониторинг физического развития и нутритивного статуса» (НутриМон).  Данное ПО является основной средой для работы нутрициолога и формирования отчетных документов.

  • Умение ориентироваться в нормах и механизмах сбалансированного питания, взаимодействиях питательных веществ друг с другом и их влиянии на организм — компетенция потребуется нутрициологу и инженеру-биофизику для составления рациона питания с учетом потребностей конкретного человека.

  • Понимание принципов составления рецептуры и разработки технологии получения продукта необходимо для технолога и специалиста по качеству. Без этого харда невозможно будет получить конечный продукт, способный принести победу команде.

  • Знание методики биоимпедансометрии – оценки белкового, жирового и водного обмена в организме человека. Хард для инженера-биофизика. Требуется для корректного проведения и анализа результатов процедуры биоимпедансометрии.

  • Умение представлять схемы технологических процессов производства пищевых продуктов. Навык нужен инженеру-биофизику и технологу. Базируется на знаниях об алгоритмах.

  • Навыки пробоподготовки, работы с анализаторами и лабораторным оборудованием для определения физико-химических и структурно-механических свойств. Нужен специалисту по качеству для работы в лаборатории и успешного выполнения поставленных задач.

  • Знание основ техники безопасности при работе с оборудованием, инвентарем, химическими веществами и реактивами.  На финале участникам предстоит работать с различным технологическим и лабораторным оборудованием, в том числе режущим или тепловым. А в некоторых методиках исследования используются реактивы.

Численность команды и роли

Для участия во втором и заключительном этапах вам понадобится команда из 3–4 человек.

Нутрициолог — совместно с технологом принимает участие в разработке идеи и рецептуры продукта, выполняет ведущую функцию в формировании базы данных по целевому потребителю и анализу его нутритивного статуса, а также осуществляет разработку рациона персонального питания.

Технолог — выполняет ведущую функцию на этапе разработки идеи и рецептуры нового инновационного продукта, а также в процессе производства разработанного продукта.

Специалист по качеству — играет решающую роль на этапе определения показателей качества, разработки маркировки и этикетки. Осуществляет лабораторный контроль качества сырья и готового продукта. Может совместно с другими участниками команды принимать участие в разработке рецептуры и технологии продукта.

Инженер-биофизик — проводит биоимпедансный анализ состава тела целевого потребителя, совместно с нутрициологом принимает участие в оценке нутритивного статуса, играет решающую роль на этапе составления технологической схемы и выбора оборудования.

Каждая роль достаточно объемная и имеет свои компетенции, поэтому рекомендуем придерживаться четкого распределения ролей между участниками. Если в команду входит 3 участника, роли технолога и инженера-биофизика могут быть совмещены.

Материалы подготовки

Организаторы

Партнеры

background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image
background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image