search icon search icon

Новые материалы

  • Сквозные технологии НТИ: Новые материалы
  • III уровень РСОШ
  • 100 баллов к ЕГЭ
  • Сквозные технологии НТИ: Новые материалы
  • III уровень РСОШ
  • 100 баллов к ЕГЭ
Информатика Химия
  • Этап 1
    5 сентября — 31 октября
    2023
  • Этап 2
    9 ноября — 15 декабря
    2023
  • Финал
    25 марта — 30 марта
    2024

Расписание

Новые полимерные и композиционные материалы с заданными свойствами востребованы во всех перспективных областях науки и техники (полимерная индустрия, медицина, военная промышленность, машиностроение и др.), поскольку характеризуются широким диапазоном варьирования механических, физико-химический и эксплуатационных свойств. 

Применение цифровых технологий в разработке новых материалов позволяет избежать трудоемкость и временные затраты  экспериментального этапа оптимизации процесса их получения. Участникам профиля предстоит принять участие в разработке и тестировании цифровой интеллектуальной системы, позволяющей прогнозировать и создавать материалы с заданными свойствами. Такие виды работ являются перспективными и междисциплинарными, поскольку для решения поставленных задач необходимо обладать компетенциями в области информатики и химии. 

Новые материалы1
Новые материалы2
Новые материалы3
Новые материалы4
Новые материалы5
Новые материалы6
Новые материалы7
Новые материалы8
Новые материалы9
01 9

Этапы соревнований

Этап 1

В рамках предметного тура участникам предстоит решать задачи по химии и информатике, а также освоить образовательный блок для получения или подтверждения основных компетенций, требующихся для прогнозирования и создания полимерных материалов с заданными свойствами.

В рамках инженерного тура участники будут индивидуально выполнять  задания профиля, связанные с созданием и тестированием системы распознавания полимерных материалов на основе результатов физико-химического анализа полимеров, добавок и подбора условий регистрации экспериментальных данных; преобразования и обработки их массива.

Этап 2

На 2 этапе команды участников получают техническое задание, в котором описываются свойства полимерного материала, который необходимо получить. Команде дается базовый полимер, свойства которого можно изменять с применением мастербатчей. 

Команда работает над созданием базы данных свойств и добавок полимерных материалов и программы управления данной базой (Excel, нейросеть или др.). Команда выбирает из имеющегося у организаторов ассортимента добавок те, которые удовлетворяют свойствам материала, описанным в техническом задании.

Для участников 2 этапа будут проведены дистанционные занятия и мастер-классы по тематикам:

  • полимерные и композиционные материалы;
  • базы данных и нейросетевые вычисления;
  • методы машинного обучения;
  • связь «структура-свойство»;
  • методы анализа свойств полимерных материалов;
  • способы получения и переработки полимеров:
  • 3D моделирование для создание изделий из полимерных материалов.

Финал

В инженерном туре заключительного этапа командам предстоит провести компьютерные и лабораторные исследования по созданию полимерного материала и изделия из него на основе предлагаемых организаторами базового полимера и мастербатчей.

Требования к команде

Знания

В команде каждый участник берет на себя роль, согласно наиболее развитым в данном направлении компетенциям. 

Задания направлены на проверку знаний по темам:

  • строение и свойства высокомолекулярных полимерных соединений;

  • спектральные методы анализа полимеров и добавок (ИК- и УФ-спектроскопия) и их аналитические характеристики (чувствительность, селективность, специфичность);

  • основы анализа химического строения и структуры полимерных материалов;

  • способы переработки полимерных материалов и отходов полимерной промышленности;

  • процессы полимеризации и поликонденсации, 

  • способы проведения процессов полимеризации и поликонденсации в промышленности.

Hard skills для старта

Участники должны уметь работать в химической лаборатории, проводить эксперименты, владеть знаниями по основам информатики.

Hard skills для заключительного этапа (химики, информатики)

  • подготовка и анализ полученных данных с использованием ПО Excel;

  • оценка точности расчета и прогноза свойств, воспроизводимости и адекватности полученных рассчитанных результатов данным эксперимента;

  • создание базы данных, управление базами данных;

  • нейросетевое прогнозирование и анализ данных с помощью методов машинного обучения;

  • моделирование и создание изделий из полученного материала.

Численность команды и роли

В команду должны входить участники — специалисты в области информатики и химии. Каждый должен вносить свой вклад при решении задач. Для участия во втором и заключительном этапах потребуется команда из 4 человек.

При формировании команды важно распределить роли:

Роль 1. Химик-технолог. Работает над разработкой технологической карты процесса получения материала с заданными свойствами на основе полимера.

Роль 2. Химик-аналитик. Работает над теоретическим или экспериментальным определением физико-химических свойств полимера и добавок.

Роль 3. Химик-синтетик. Работает над разработкой метода создания нового материала.

Роль 4. Информатик. Занимается обработкой полученных данных, должен уметь работать с большим массивом данных, создавать базы данных и управлять ими, в том числе с использованием специализированного научного ПО.

Материалы подготовки

Организаторы

Партнеры

background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image
background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image